Ежедневник ОМКФ: Закрученные сюжеты и отдых от безумного киномарофона

Через несколько дней Одесский международный кинофестиваль закончится, однако еще есть время для просмотра кинолент, посещения мастер-классов и окунуться с головой в мир кино

Ежедневник ОМКФ: Закрученные сюжеты и от…

Кажется, что после экватора кинофестиваль должен начать сбавлять обороты. Но нет: программа завернула нас на второй круг и снова потянула в головокружительное пике. Взятый за день до этого курс на "пост-"совок" ("Вулкан", "Донбасс") продолжили две конкурсные ленты.

"Хрусталь", снятый белорусской Дарьей Жук, рассказывает про Велю - безработную девушку, которая живет в Минске с матерью и мечтает уехать в Чикаго из злой, полуголодной Беларуси середины 1990-х. После подделки документа о трудоустройстве для получения заветной визы ее мечта приближается на расстояние руки. Пока Веля не понимает, что американское консульство собирается позвонить по фальшивому номеру и проверить место ее работы. Единственный выход - поселиться на неделю в небольшом заводском городке, чтобы подтвердить легенду. Она переезжает в тесную квартиру к семье, которая готовится к свадьбе сына. Присутствие Вели быстро переворачивает семейный быт и жизнь в городе вверх тормашками. Представление о ценности человека и свободы у Вели резко контрастирует с "понятиями", правилами и законами провинции.

Кадр из фильма "Хрусталь"

"Хрусталь" получился эдакой мозаикой из знакомых всем с детства штампов - оливье и колбасная нарезка на длинных столах, чешские мебельные гарнитуры с полированными ручками, хрустальные бокалы и люстры с тяжелыми подвесками. И крик Вели в метро: "Здесь никогда ничего не изменится!" звучит почти аксиоматично. Несмотря на некоторую прямолинейность сюжета и действий, может, даже наивности, героям веришь. От меня фильм получил "четверку", хотя я почти уверена, что призов он не получит. Замечу, что "Хрусталь" был выдвинут на Оскар этого года в номинации "Лучший фильм на иностранном языке".

Далее был румынский фильм "Поророка" Константина Попеску. Фильм немного напугал своим хронометражем - 152 минуты - но в процессе просмотра я поняла, зачем его так затянули.

Кадр из фильма "Поророка"

Идеальная супружеская пара. Он работает в банке, она - бухгалтер. Им обоим за тридцать, они счастливы, благополучны, растят двух детей - пятилетнюю Марию и семилетнего Илие. У них прекрасная квартира. Однажды, воскресным утром, когда мать принимается за домашнюю уборку, отец ведет детей в парк возле дома. Во время прогулки Мария внезапно исчезает... Завязка похожа на детектив, но нет, социальные вопросы здесь догоняют и перегоняют семейные. "Что в этой идеальной семье может быть не так?" - мучила себя я вопросом всю первую часть фильма. Никаких признаков непонимания, конфликтов, намеков на насилие. Ничего. Никаких вариантов, следов, зацепок до тех пор, пока нас, немного растерянных, не начинают вести по следу какого-то подозрительного мужчины из парка. Отец семейства, услышав от жены обвинения в том, что он потерял дочь на прогулке, начинает собственное расследование. Мы хватаемся за эту ниточку, в уверенности, что преступник наконец найден, но это было бы слишком просто. Большое количество людей, разговоров, движений рассеивают внимание, заставляя до самого конца гадать вместе с героем, что же произошло и правильны ли подозрения - впрочем, это не важно. Куда интереснее тот факт, что центральным персонажем Попеску делает именно мужчину, у которого (оказывается!) тоже есть чувства, - непопулярный путь в нынешнем кино. Именно устоявшееся, стереотипное представление о гендерной роли мужчины, о том, что он должен делать, что ему можно, а чего нельзя, делает "Пророку" уже не просто драмой, а трагедией чувств и оправданием ожиданий.

На седьмой день я абсолютно точно знала, что мне грозит эмоциональное выгорание - и для того, чтобы немного передохнуть, решила сходить в Зеленый театр на романтическую драму-комедию "За пять часов до Парижа", показанную в рамках программы "Израильский фокус".

Кадр из фильма "За пять часов до Парижа"

Игаль - разведенный отец 12-летнего сына. Он скромный, робкий, очень одинокий. У него есть такси, и в скором времени он собирается открыть совместное дело с нынешнем мужем своей бывшей жены. Еще он до смерти боится летать на самолетах и всю жизнь безуспешно пытается перебороть этот страх. Лина - репатриантка из России, учительница музыки. Ее муж, врач, уехал на стажировку в Канаду, и она живет одна. Она всегда мечтала быть концертирующей пианисткой, но не осмеливалась приложить к этому усилия. Поэтому Лина преподает музыку детям в школе. Сын Игаля знакомит их. Две одинокие натуры, без особых стремлений в жизни, но с кучей своих страхов и недостатков, вдруг находят что-то друг в друге... В фильме нет политики, нет национальных конфликтов, нет знакомых ближневосточных реалий. Это история, которая могла случиться в любом месте, в любое время.

Фото: ОМКФ

Все новости Одессы читайте на Depo.Одесса

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme