Дневник ОМКФ: Когда ожидания стали разочарованием

Киноленты очередного дня Одесского международного кинофестиваля особого восторга не вызвали. Но какими бы ни были впечатления, они есть

Дневник ОМКФ: Когда ожидания стали разоч…

В среду, 18 июля, из конкурсной программы показывали только один фильм, а все потому, что начался обзор украинских короткометражек. Честно говоря, я их побаиваюсь - редко когда хоть пять из них приводили меня в восторг, вообще же это дипломные работы студентов-режиссеров. Просмотр конкурсного фильма "Вулкан" я оставила на вечер, днем записала интервью с Тоней Ноябревой и теперь ждала, когда перед Фестивальным дворцом начнет собираться очередь на "Экстаз" Гаспара Ноэ.

Помня о том, как в позапрошлом году не попала на "Неонового демона", решила заходить очень заранее, хотя и понимала, что электронная система не позволила бы продать больше билетов, чем количество мест в зале. Так что большого ажиотажа не было. Гаспар Ноэ буквально "прописался" в Каннах, однако главные призы за свои фильмы он там никогда не получал. Да, его любят, но скорее как придворного шута-скомороха, который очень любит провоцировать и раздражать особо чувствительных людей. Не знаю, сколько людей выходили, не досмотрев "Экстаз", однако режиссер на одном из постеров к фильму предупреждал: "Вы презирали "Один против всех", ненавидели "Необратимость", вы чувствовали отвращение к "Входу в пустоту", вы проклинали "Любовь", теперь попробуйте "Экстаз", мой новый фильм". Попробовала. На вкус - как сангрия с ЛСД.

Кадр из фильма "Экстаз"

По сюжету, группа танцоров репетирует номер в каком-то ангаре, чтобы завтра отправиться на гастроли, а после репетиции закатывает вечеринку. Все бы ничего, но на столе оказывается сангрия с ЛСД. Безумие, насилие, крики, секс, жестокость - все это длинными 20-минутными кадрами, в красном свете... Признаюсь, где-то в середине фильма я задремала под техно. К "Экстазу" я, видимо, готовилась очень тщательно, пересмотрев все фильмы аргентинца, перечитав сотни рецензий и отзывов и подняв свой уровень восприимчивости настолько, что наркотический угар и волна насилия меня не впечатлили. Хотя и снято кино красиво, с бешеной энергией и динамикой в кадре.

Обсудив в полной мере с "соучастниками" Ноэ, отправилась на "Вулкан", конкурсный фильм, созданный в копродукции Украина - Германия - Монако. Вечерние кинопоказы я не люблю по одной причине - на сцену выходят 40 человек съемочной команды, и каждый по очереди благодарит Вселенную и всех остальных за то, что принимал в этом участие. Особенно отличилась одна дама (оказалось, что роль в кино была для нее мечтой), которая вышла к микрофону и выдала тираду о том, как "фантастически и красиво режиссер показал наш замечательный, прекрасный Херсонский край" (да, и все это тоном работницы ЗАГСа). Ну что же, обещали красоту - давайте красоту.

Кадр из фильма "Вулкан"

По сюжету Лукас, который работает переводчиком в миссии ОБСЕ, теряется в бескрайних степях недалеко от Каховки. Из ямы посреди поля, в которую его бросили "гостеприимные" местные, спасает Володька, который жил в соседнем старом доме с мамой и дочерью. Торгует молекулярным супер-клеем, ищет металлоискателем снаряды, которые остались после войны (находит, правда, только ржавый металлолом, который можно сдать за три копейки). Лукас остается у них, в этом богом забытом крае на границе с Крымом... Знаете это чувство, когда вроде бы к изображенному на экране никакого отношения не имеешь, а стыдно. Стыдно за правоохранителей, стыдно за гопников, стыдно за убогое мышление народа. Главный герой оказался серым безэмоциональным куском пластилина с неизменным выражением лица в любой ситуации, а другие актеры так переигрывали интонационно, будто они только вчера получили дипломы "карпенко-карого". С большой натяжкой (и даже авансом) поставила "четверку", и только за красивые кадры и хорошую операторскую работу.

Но наиболее ожидаемым фильмом дня оказался совсем не "Экстаз", а "Донбасс" Сергея Лозницы, который в Каннах открывал в этом году программу "Особый взгляд". Признаться, я считаю Лозницу немного переоцененным режиссером, после его "Кроткой" - так и подавно. "Донбасс" - его второй игровой фильм, который показывает жизнь в непризнанных "ДНР" и "ЛНР". Показывает гротескно, показывает безобразно, гиперреалистически.

Кадр из фильма "Донбасс"

Вот какой-то авторитет в кожаной куртке устраивает шоу в нищем роддоме, где главврач ворует продукты и медикаменты. Вот пограничники издеваются над гражданскими, которые приехали на Донбасс увидеть родных и проверить, существуют ли еще их дома. Вот у бизнесмена местная власть отжимает хороший автомобиль и еще требует с него откупные. А вот украинского бойца с табличкой "Доброволец карательного батальона" ведут по улицам и привязывают к столбу, чтобы народ покуражился. Вот же она, гибридная война, никакими чертами на обычную не похожа! И вообще возможен ли ее финал?

Помните, в 2010-2014 годах мы все одновременно любили и ненавидели российское кино, которое показывало жизнь в глубинке, со всей его чернухой? Кончаловский, Сигарева, Звягинцев... Прошло примерно пять лет. И у нас, кажется, появились, свои, украинские "кончаловские", "сигаревы", "звягинцевы". Теперь их будем любить и ненавидеть.

Все новости Одессы читайте на Depo.Одесса

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme