Дневник ОМКФ-2018: Банальные зомби и долгожданный Дон Кихот

В Южной Пальмире продолжается IX Одесский международный кинофестиваль

Дневник ОМКФ-2018: Банальные зомби и дол…

Один раз за кинофестиваль у меня случается день идиотских рекордов - когда смотрю не привычные четыре-пять фильмов, а шесть. После такого дня темп кинофестиваля, обычно, снижается, и я начинаю пропускать сеансы. Хотя, будем честны, электронная система дисциплинирует.

В понедельник, 17 июля, день начался с двух конкурсных фильмов, о них много рассказывать не буду, поскольку оба, как по мне, оказались слабыми: семейная драма (на этих словах у меня уже начинает нервно дергаться левый глаз) "Важиб", созданная в копродукции семи стран, начиная от Палестины и заканчивая Катаром, о разнице во взглядах пожилого отца, который всю жизнь прожил в Назарете, и сына, который живет в Италии, где работает дизайнером и приехал только на свадьбу сестры; и второй фильм - экзистенциальная драма "Башня. Ясный день" польского режиссера Ягоды Шельц, откровенно пытается быть похожей одновременно на Лантимоса и фон Триера. Фильм вроде бы и давал интересную завязку, но к концу скатился в откровенную банальщину про зомби.

Наиболее популярным фильмом дня, судя по очередям, был долгожданный фильм Терри Гиллиама "Человек, который убил Дон Кихота". Картина находилась в производстве 27 лет, права на нее оспаривались в судах, и, наконец, в 2018 ее показали на закрытии Каннского кинофестиваля.

Кадр из фильма "Человек, который убил Дон Кихота"

История по сути является переосмыслением шедевра Мигеля де Сервантеса. Молодой богатый режиссер Тоби (воплощенный Адамом Драйвером) в поисках вдохновения для глуповатого рекламного ролика возвращается в глухую испанскую деревушку, где в студенческие годы снял свой первый фильм о Дон Кихоте. Но оказалось, что жизнь непрофессиональных актеров, которых Тоби тогда взял для главных ролей, круто изменилось: Санчо спился и умер, Дульсинея в поисках лучшей жизни уехала и якобы стала работать в эскорте, а сам рыцарь печального образа обезумел и действительно считает себя Дон Кихотом. Вместе с ним Тоби и отправляется в удивительное и забавное приключение по испанской провинции. В фильме очень заметна рука Гиллиама как участника группы "Монти Пайтона" - зрителя затягивает в водоворот абсурда, сюрреализма, образов и действий, он перестает искать скрытый смысл в словах и взглядах и просто увлеченно, с улыбкой на лице наблюдает за тем, что происходит на экране. Все как в старые добрые времена.

Бег по кругу с входов-выходов Фестивального дворца (зашел на фильм в центральный вход - вышел после фильма в служебный и снова бежишь до центрального, возле которого уже стоит очередь на следующий фильм) завершился для меня черно-белым фильмом Павла Павликовского "Холодная война". Сам режиссер на украинскую премьеру приехать не смог, но Ева Пущинская, продюсер фильма и председатель жюри в этом году, сделала несколько фото людей и обещала отправить их создателю фильма.

Кадр из фильма "Холодная война"

Действие ленты начинается в 1949 году в послевоенной разрушенной Польше, где встречаются 40-летний интеллектуал, музыкант, дирижер Виктор и 20-летняя провинциалка Зула, которая неплохо танцует и поет. Первое же ощущение - как эти персонажи могут быть вместе? Павликовская создает настолько несовместимые друг с другом образы, что мы с удивлением наблюдаем за их странной историей любви, которая сопровождает героев в Париж, Белград, Варшаву, Берлин. Фильм лаконичный до невозможности, я ожидала увидеть эпическую картину послевоенного разрушенного мира и на ее фоне Виктора и Зулу, но забыла, что мы имеем дело с Павликовским. "Камерный" режиссер создает настолько компактную и герметичную картину, что у нас появляется ощущение подглядывания через окно (фильм снят в формате квадрата - это разве не окно в мир?) Думаю, черно-белая лента имеет все шансы стать живой классикой.

После "Холодной войны" я сорвалась в кинотеатр "Родина", где показывали весьма затянутую историческую драму "Михаэль Кольхаас". О ней рассказывать долго не хочу, скажу только, что в главной роли Мадс Миккельсон. Его я как актера люблю, поэтому два с половиной часа фильма для меня каторгой не стали, ну а вы уже отталкивайтесь от симпатий к жанру.

А вот потом ждал второй фильм украинского национального конкурса - "Gogol Doc", документальная история фестиваля современного искусства ГогольFest. Режиссером стала одесситка Алиса Павловская (собственно, по этой причине зал был полный), для которой этот фильм стал первым документальным. До этого она стала вполне узнаваемой благодаря лентам "Не хочу умирать", представленной на IV ОМКФ, и "5 терапия", выпущенной в прошлом году. Судя по новому фильму, режиссер любит исследовать разного рода "сложных" неоднозначных артистов - Стас Подлипский, Стас Домбровский, и вот теперь труппа фестиваля ГогольFest.

Кадр из фильма "Gogol Doc"

Фильм рассказывает о подготовке самого грандиозного фестиваля современного искусства в Украине, который проходил в Киеве с 16 по 25 сентября 2016 года. Особенность организации фестиваля - его горизонтальное построение. Это место, где расширяется круг полномочий и обязанностей, где происходит постоянная эволюция человеческих способностей. Люди, которые создали атмосферу фестиваля - это универсальные солдаты. Универсальный солдат - это будущее в мире искусства. Универсальный солдат - это тупик, когда старая система уже не работает, а новая еще не изведана. Это постоянный конфликт мировоззрений.

Я до сих пор ни словом не упомянула вечеринки. Да, просто я на них не успеваю ходить, потому что после забега в шесть фильмов желание только одно - поскорее заснуть на коленях у Морфея.

Фото: ОМКФ

Все новости Одессы читайте на Depo.Одесса

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme