Как менялся одесский трамвай: От паровика до Odissey (ФОТО)

Уже больше ста лет в Одессе работают трамваи, однако современные вагоны очень отличаются от тех, которые выходили на линию в былые времена

Как менялся одесский трамвай: От паровик…

Больше двух месяцев назад, 4 сентября, на территории вагоноремонтных мастерских КП "Одесгорэлектротранс" презентовали новый вагон сборки предприятия – Odissey. Он стал логическим продолжением своего предшественника – вагона с частично низким уровнем пола, который в народе называют "Каштаном". Таким образом, местные мастера продолжают поддерживать реноме Одессы как одной из трамвайных столиц Украины. Depo.Одесса узнавал, как менялись трамвайные вагоны, которые перевозили пассажиров в разные годы.

Начиналось все 26 апреля далекого 1882 года, когда была открыта линия парового трамвая, которая в целом соответствует нынешнему маршруту №18. Протяженность линии составляла 4605 саженей или 9,8 км. На линии было 16 станций, нумерация которых впоследствии стала общепринятой для всех видов городского транспорта – так была заложена знаменитая Фонтанская дорога. Паровой трамвай был закрыт в 1913 году, но впоследствии работал некоторое время в период 1920-22 гг.


Паровой трамвай в Одессе

Собственно электрический трамвай в Одессе запустили в 1910 году, а его разработка началась двумя годами ранее. Заказ на изготовление вагонов для одесского трамвая в основном был размещен на трех бельгийских заводах – "Годарвиль", "Нивель" и "Ла Кройер". Вагоны, изготавливаемые для Одессы, не имели каких-либо принципиальных отличий от подавляющего большинства моторных вагонов того времени. Так, трамваи "Нивель" были двусторонними. Каждая площадка была оборудована контроллером, тормозным краном машиниста и ручным тормозом. Сидения для водителя не было, оно появилось лишь в 20-е годы и выдавалось водителю перед началом смены вместе с рукояткой контроллера и ломиком. Для защиты электрооборудования от перегрузок и коротких замыканий на одной из площадок устанавливался автоматический выключатель, на другой - рубильник, а на крыше вагона - предохранитель.

Один из первых электрических трамваев в Одессе

Одновременно с закрытыми двухосными вагонами Бельгийское общество заказало на заводе "Ла Кройер" четырехосные моторные вагоны аналогичной конструкции. Эти вагоны поступили в город в 1912 году и были направлены на загородные маршруты, в основном на 18-й. В летнее время к ним часто добавлялись открытые прицепы. Вагоны этого типа очень полюбились одесситам и были прозваны "пульманами" - очевидно, по примеру Киева, где так называли четырехосные вагоны МАН. Одесские и киевские вагоны внешне были очень похожи, но отличаясь количеством и типом боковых окон. И те, и другие предполагали вход через центральную площадку и два изолированных салона, отделенных от площадок сдвижными дверями.

"Пульманы" полюбились одесситам

Бельгийцы заказывали вагоны не только на собственных заводах, но и размещали заказы на предприятиях царской России. Так, Бельгийское общество заказало Коломенскому и Мытищинскому заводам унифицированные открытые вагоны. Основным отличием открытых вагонов от закрытых было отсутствие остекления и решетчатые борта кузова, что делало возможным их нормальную эксплуатацию только в летнее время и при хорошей погоде. Во всем же остальном, включая электрооборудование, открытые вагоны были полностью аналогичны закрытым. Эксплуатировались открытые вагоны, в основном, на загородных маршрутах, но встречались и в центре. Часто на 8-м, 18-м, 20-м и 29-м маршрутах к ним присоединяли открытые прицепы.

Открытый вагон, который работал только в летнее время и при хорошей погоде

Уже в 1957-1961 годах на Одесском ремонтном заводе электротранспорта построили 10 моторных и 21 прицепной вагон широкой колеи на так называемых кузовах типа "О" (одесские), которые работали в депо №1 в составе тройных поездов на Люстдорфской линии. Вагоны типа "А" не имели аналогов в Советском Союзе. Дизайн вагонов повторял популярные мотивы кузовов General Motors (аналогичных трамваям МТВ-82, троллейбусам МТБ-82 и автобусам ЗИС-154 и ЗИС-155). В отличие от более "профессиональных" аналогов, одесские кузова были более технологичными для производства в условиях вагоноремонтного завода, то есть без сложных штампов и оснастки. В 1965 году все поезда передали в депо №2 и №3.

Такие вагоны не имели аналогов в Советском Союзе

В 1953 году Одесса начала получать четырехосные цельнометаллические моторные вагоны МТВ-82 Рижского вагоностроительного завода. Хотя и не настолько технически передовые, как предыдущие американские вагоны РСС или отечественные М-38, они своим комфортом, вместимостью и очень элегантным внешним видом завоевали любовь пассажиров, а простотой ухода и ремонта, а также долговечностью - обслуживающего персонала. Даже сегодня, через 40 лет после окончания выпуска, десятки этих вагонов продолжают службу в качестве служебных, аварийных и буксиров.

Вагоны были долговечными и легкими в обслуживании

Собственно, в обновленном музее КП "Одесгорэлектротранс" есть два МТВ-82: поливомоющий трамвай и пассажирский ретро-вагон, который периодически выходит с территории музея и используется для экскурсий. В целом же в Одессу поступили 54 вагона МТВ-82.

В праздники на линию выходит ретро-трамвай

В 1966 году Одесса получила первую партию знаменитых вагонов "Татра Т3", которые до сих пор составляют львиную долю трамвайного парка Одессы. Начиная с 1967 года поставки производились ежегодно, по 20-25 вагонов в год в течение 21 года (за исключением 1972-73 гг). Все новые вагоны поступали в депо №1, которое в массовом порядке начало списания и передачу старого подвижного состава.

"Татра" и сейчас работает на трамвайных маршрутах Одессы

Весной 2006 года Одесса получила первый новый вагон ХХІ века. Это был первый новый вагон, полученный Одессой с 1999-го, и первый вагон нового типа. Вагоны К1, производства Днепропетровского ПО "Южмаш", представляют собой дальнейшее развитие чешской модели Т6В5. Из-за больших размеров сегодня такие вагоны используются только на маршруте №5.

Сейчас такие вагоны можно увидеть только на маршруте №5

В июле 2015 Одесса приобрела кузов вагона T3UA-3. В вагоноремонтных мастерских КП "ОМЕТ" была проведена сборка вагона. Вагон эксплуатируется на Пересыпской линии депо №2. По результатам пробной эксплуатации, на предприятии решили закупать другие кузова в Калуше и проводить модернизацию имеющихся в Одессе вагонов Т3 на консервации. А через год, в июле 2016-го, были утверждены технические условия на строительство вагонов этого типа. В целом за три года в вагоно-ремонтных мастерских собрали 16 трамваев.

"Каштаны" используются на Пересыпской линии

И вот, в этом году одесский трамвай получил новое лицо, а также новое имя - Odissey. В КП "Одесгорэлектротранс" отметили, что в дальнейшем предприятие будет выпускать вагоны именно такой модели.


Новый современный вагон Odissey

Фото: odessatrolley.com и КП "Одесгорэлектротранс"

Все новости Одессы читайте на Depo.Одесса

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme