"Гробы" на колесах и провал э-билета: Как в Одессе реформируют общественный транспорт

Сколько бы одесситы не жаловались на работу маршруток в Одессе, лучше не становится. Городская власть пока только обещает, а перевозчики вообще не пытаются исправлять ситуацию

"Гробы" на колесах и провал э-билета: Ка…

Недавно в департаменте транспорта, связи и организации дорожного движения состоялся конкурс на обслуживание четырех автобусных маршрутов, которые прогнозируемо и без всякого намека на конкуренцию выиграли те же перевозчики, которые и сейчас работают. Это событие стало своеобразной лакмусовой бумажкой, которая может подвести итоги пятилетней работы городской администрации по реформированию общественного транспорта. Корреспондент Depo.Одесса узнавал, что делается в сфере общественного транспорта в Одессе и стоит ли одесситам ждать каких-либо положительных изменений.

Совсем недавно директор департамента транспорта Александр Илько, отчитываясь о результатах работы департамента за 2019 год, сделал очень грустное заявление. По его словам, за последние годы не только в Одессе, но и в Украине вообще не появился ни один новый игрок на рынке перевозчиков. Таким образом, чиновник дал понять, что в ближайшее время ждать на содержательные сдвиги в этом направлении не следует. "Этот рынок не рентабелен, я не хочу быть адвокатом перевозчиков, но скажу так: город не должен надеяться на то, что перевозчик купит новый автобус, мы должны в перспективе закупать крупные магистральные автобусы, чтобы в часы-пик вывозить жителей спальных районов в центр. Что же касается крупных автобусов от перевозчиков, то даже если мы пропишем в условиях наличие 120-местных автобусов, то их никто не поставит", – констатировал Александр Илько.

Конкурс новый – лица старые

Собственно, результаты конкурса только подтвердили его слова. Так, автобусный маршрут №110, который курсирует от железнодорожного вокзала до санатория "Куяльник", и №117, который связывает Одесский аэропорт и улицу Академика Воробьева, будет обслуживать ЧП "АТП Киностудии". Этот перевозчик также обслуживает № 191, 168 и 115 маршруты. Для обслуживания этих маршрутов другие предприятия заявки не подавали.

Аналогичная ситуация сложилась и со вторым лотом: для обслуживания маршрутов №145, который курсирует от жилого массива "Радужный" до улицы Высоцкого, и № 259 л, который курсирует в летнее время от Дома мебели до пляжа "Чайка" на 10-й станции Фонтана, заявку подал только один претендент – ООО "Автотранс-Украина". Конечно, он и победил.

Новых маршруток в Одессе не будет / Фото: Думская

Здесь стоит отметить, что срок обслуживания маршрутов старыми-новыми операторами... неизвестен. Александр Илько говорит, что договор может заключаться от одного года до пяти лет, но на какой срок в этот раз заключат, неизвестно. Для подписания документов дается один месяц, за это время будет определен срок действия договора в зависимости от состояния подвижного состава.

Говоря о конкурсах, операторах и подвижной состав, мы должны помнить, что речь идет о все тех же разбитых "Богданах" и "Эталонах", которые курсируют по улицам Одессы. Они не станут новее, просто их работу пролонгировали на год - пять лет. Как договорятся. Перевозчики не берут на себя обязательство обновлять парк или повышать количество машин на линии – главное, чтобы работали.

Возрождение электротранспорта в Одессе

Все это происходит на фоне того, что уже пять лет город исповедует принципы приоритета общественного транспорта и якобы пытается выдавить автомобилистов из центральной части города. К большому сожалению, это касается только электрического транспорта. Да, здесь есть сдвиги: 57 новых троллейбусов и 23 трамвая собственного производства действительно обновили подвижной состав и сделали его более привлекательным для пассажиров. На подходе приобретение за европейские кредитные средства 20 новых низкопольных вагонов, кроме того, на 2020 год предусмотрен выпуск пяти односекционных и один трехсекционный трамвай "Одиссей МАХ".

В этом году планируется выпустить еще один "Одиссей МАХ" / Фото: КП "ОМЕТ"

То есть муниципальный транспорт движется в совершенно правильном направлении, которое в 2015 году определил тогдашний директор КП "ОМЕТ" Дмитрий Жеман. Недаром, пересев в кресло директора департамента городского хозяйства, он переподчинил предприятие себе и удалил его из департамента транспорта. В ведении последнего остались "Одессатранспарксервис", КУ "СМЭП" взаимоотношения с частными перевозчиками, которые обслуживают автобусные маршруты. И именно этот чрезвычайно важный участок в развитии транспорта в Одессе провален.

Изменения не предусматриваются

Что можно увидеть сегодня на улицах города: они перенасыщены разноцветными "Богданами" и "Эталонами", которые неплохо справляются на коротких и средних дистанциях, однако совершенно беспомощны при вывозе пассажиров из спальных районов в час пик. Каждый день мы видим одну и ту же картину: люди не могут сесть в эти желтые "гробы" на колесах, так как последние забиты и порой просто не останавливаются. План выполняется, автобусы заполнены до отказа, а тот факт, что тысячи людей обречены опаздывать на работу и ездить в нечеловеческих условиях, перевозчиков не волнует. Количество машин на маршрутах не растет, а качество неизменно падает, ведь автобусы моложе не становятся. Что делает для улучшения ситуации департамент? Ничего, продлевает соглашения с теми же перевозчиками...

Ситуация с внедрением электронного билета выглядит также пока что безнадежно. "Европейский банк реконструкции и развития" инвестиционный договор пока что не согласовал, а шансов пройти через сессию горсовета у него практически нет, по крайней мере до местных выборов – слишком скандальный вопрос. Кроме того, в самой мэрии нет единого понимания, как именно вводить систему. Что касается перевозчиков, то им электронный билет вообще не нужен, ведь они живут с ежедневной наличности, – их все устраивает.

В последнее время в департаменте Одессе обещают парковочную революцию, но пока картина безрадостная – хаотичная парковка, отсутствие достаточного количества паркингов и эффективной системы контроля за нарушителями. И, к большому сожалению, серьезные сдвиги не ожидаются.

 

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Одесcа

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

data-matched-content-rows-num=1 data-matched-content-columns-num=4 data-matched-content-ui-type="image_stacked"