Дневник ОМКФ: Любовь двух мужчин и "Сувенир" со звездами

До завершения праздника кинематографа в Одессе осталось совсем мало, в субботу, 20 июля, уже будет церемония закрытия. А пока что мы расскажем о том, что происходило в седьмой день ОМКФ

Дневник ОМКФ: Любовь двух мужчин и "Суве…
Кадр с фильма "Сувенир" / Фото: ОМКФ

Depo.Одесса уже неделю отслеживает события на Одесском кинофестивале, количество просмотренных нами фильмов исчисляется десятками, эмоции наслаиваются и смешиваются, а тело и голова уже, кажется, привыкли к безумному ритму. Мы продолжаем смотреть фильмы на Одесском кинофестивале.

Четверг начали весело, шумно и музыкально – в рамках международного конкурса показывали грузино-шведскую ленту "А потом мы танцевали", созданную Леваном Акином. Премьера фильма прошла на Каннском кинофестивале, где картина вызвала большой интерес публики и имела успех среди критиков. Последние включили фильм в список девяти лучших работ в рейтинге "Очень хорошие новые фильмы".

Кадр из фильма "А потом мы танцевали" / Фото: ОМКФ

По сюжету, главный герой Мераби работает в танцевальном коллективе и упорно тренируется, чтобы попасть в основной состав труппы. Он живет с мамой, бабушкой и старшим братом, и вынужден по вечерам подрабатывать официантом в кафе, чтобы худо-бедно существовать. В коллектив приходит новенький, Иракли, манера танца которого немного отличается. Восприняв его сначала как врага и конкурента, Мераби и сам не замечает, как влюбляется в Иракли. Грузия в целом не отличается толерантным отношением к гомосексуальным отношениям, а в среде традиционных танцев – и подавно. Поэтому Мераби становится перед сложным выбором.

Нас можно упрекнуть в необъективности, ибо имеем слабость к грузинскому кино. Введенная в середину фильма линия любви сильно сбила равномерный ход повествования, но под финал сыграла свою роль. Фантастическая операторская работа (снимать танцоров и их динамику очень трудно), приятная цветовая гамма и, конечно же, высококлассная работа со звуком сделали свое - от Depo.Одесса фильм получил бы твердую "четверку".

А дальше – чуть ли не самая громкая лента из секции "Фестиваль фестивалей" – "Дылда" Кантемира Балагова. Картину демонстрировали дважды (как и все остальные фильмы из этой секции): первый раз – в Музкомедии, второй – в Синем зале кинотеатра "Родина". Накануне был аншлаг в Музкомедии, но совсем не ожидаемо тот же аншлаг случился и во второй раз. Очевидно, не последнюю роль в этом ажиотаже сыграло интервью Балагова одному известному интернет-журналисту.

Кадр из фильма "Дылда" / Фото: ОМКФ

1945 год, послевоенный Ленинград, первая мирная осень. Люди изуродованные морально и физически, вокруг разруха. Ия, высокая девушка со светлыми волосами, работает санитаркой в больнице и ухаживает за маленьким сыном Пашкой. Она страдает редкой формой контузии – замирает на долгое время без возможности пошевелиться. Во время одного такого приступа ребенок погибает. Подруга Маша, боевая фронтовичка, подруга-зенитчица, возвращается из Берлина и не находит Пашку (который на самом деле ее сын). Вместе две женщины должны как-то существовать в разрушенном мире.

После дебютной "Тесноты" многие боялись, что Балагов "скатится", не удержит уровень. Зря. Он вновь показал себя как первоклассный режиссер и даже больше – как первоклассный художник. Словно кистями прерафаэлитов (много кто сравнивал колористику ленты с полотнами Вермеера, Рембрандта или Энгра – нет, это однозначно Россетти) Балагов создает аллегорию жизни и разрушения. Нервозная, пустая Маша всегда одета в ржаво-красный (очень тревожный цвет), Ия наоборот - постоянно в зеленом (жизнь, витальность). Можно заметить, что картина перенасыщена декоративностью, которая грубо эксплуатирует тему послевоенных лет, но при этом мы не увидим в фильме присутствия любых партийных знаков, символов, фресок на стенах и портретов вождя. Зато здесь безграничное количество символов, аллюзий и метафор, которые можно считывать и считывать, если, конечно, эмоциональная составляющая киноленты вам не помешает. Ее, как и "Тесноту", трудно и некомфортно смотреть, но как еще можно воспринимать пустоту и руины вокруг и внутри, и находить пути их преодоления!

В завершение дня мы пошли смотреть конкурсную ленту "Сувенир", которая обещала нам звездный тандем Тильды Суинтон и ее дочери Онор. Лента уже успела побывать на Берлинском кинофестивале, "Санденсе", на Эдинбургском и Сиднейском кинофестивалях. И везде - хорошие отзывы...

Кадр из фильма "Сувенир" / Фото: ОМКФ

"Сувенир" – это полубиографическая история режиссера Джоанны Хогг. В центре сюжета – молодая девушка по имени Джули, которая изучает киноискусство. Действие картины разворачивается в 1980-е годы. На курсе Джули сталкивается с проявлениями сексизма и мизогинии, а также заводит отношения с молодым человеком, который на самом деле не тот, кем кажется. Бледный аристократ Энтони оказывается не только альфонсом, но и героиновым наркоманом, который затягивает девушку в психологическую и эмоциональную зависимость от себя самого. Пройдя испытания деструктивными отношениями, Джули откроет новую себя. Что же, для такой картины нужен соответствующий настрой, хотя сюжет совсем не нов, но форма представления абсолютно нетипичная. Зритель словно в вязком желе находится большую часть фильма, он на самом деле очень медленный, изнеможденный, тягучий, и это должно работать на общую идею. Но не сработало. По крайней мере, для нас.

Все новости Одессы читайте на Depo.Одесса

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme