Дневник ОМКФ: День, который превратил страсть в измену

В воскресенье, 14 июля, гостей ОМКФ ожидал марафон из пяти кинолент – два конкурсных фильма, две громкие премьеры и первый фильм с национального конкурса. Забегая вперед, не все фильмы мы досмотрели до конца

Дневник ОМКФ: День, который превратил ст…

Первой конкурсной картиной стала "Королева сердец", шведско-датская копродукция. Анна – успешный адвокат, которая в свои 40 является еще и совладелицей юридической фирмы. Сфера ее деятельности – проблемные подростки и насилие над ними. Счастливая жена, мать девочек-двойняшек, владелица красивого дома, который расположен рядом с озером и лесом. Идеальная скандинавская картинка. На первый взгляд. Погостить к ним приезжает сын мужа от первого брака, Густав, мальчик с бэкграундом, так сказать (отсутствие родительской любви и проблемы с законом). Пытаясь наладить отношения с пасынком, главная героиня в какой-то момент переходит грань – между Анной и Густавом возникает страсть, которая очень скоро станет трагедией не только для них.

Кадр из фильма "Королева сердец" / Фото: ОМКФ

Сначала пытаешься понять природу этой связи – дети есть, любимая работа есть, с мужем нормальные стабильные отношения, за что же в этом персонаже можно зацепиться? Но быстро понимаешь, что мальчик, – это лишь зеркало, белый лист бумаги. А белый цвет, как известно, отражает свет. Когда момент разоблачения запрещенной страсти подходит вплотную, действия Анны меняют свой вектор на 180 градусов, заставляя пересмотреть отношение зрителя к этой женщине. Человек, который в суде защищает интересы несовершеннолетних жертв насилия, сам становится на позицию жертвы и обвиняет во всем парня. Но, загнав себя в угол, Анна зубами и ногтями виртуозно из него выкарабкивается, уверенно идя по головам, точно как Красная королева из сказки про Алису, которую она каждый вечер читает дочкам. Так от кого же, возникает вопрос, всю жизнь защищала морально травмированных подростков женщина? Не иначе, как от себя.

Второй конкурсный фильм "Монос" не смог удержать зрителей до конца, поэтому мы больше надеялись на громкую премьеру Альмодовара "Боль и слава". В актерском составе указываются Антонио Бандерас (любимец режиссера) и Пенелопа Крус. Главный герой картины – режиссер, популярность и слава которого остались позади. Он одиноко живет в квартире, которая больше напоминает музей, страдает от боли в спине, глотает обезболивающее и снотворное горстями и время от времени употребляет героин, на который его подсадил один из актеров, который работал с ним прежде. Именно тот возраст, когда можно уже оборачиваться и смотреть назад долгим взглядом. Его детство, взаимоотношения с матерью (которую на экране воплотила Пенелопа Крус – и на это можно смотреть вечно), первые гомоэротические эмоции, становление как художника, отношения с женщинами и мужчинами – все это складывается в яркую мозаику. С первых кадров становится понятно, что кино, наверное, автобиографическое, достаточно посмотреть на то, как выглядит Бандерас (те же самые седые волосы, которые постоянно торчат дыбом). В картине фанаты Альмодовара найдут и хорошо узнаваемую игру с цветами, и прочную связь с женщинами (особенно с матерями), и манипулирование воспоминаниями о прошлом. Хорошо замаскировав границу между собой реальным и своим двойником на экране, режиссер создает чуть ли не экскурсию-галерею своих работ и подчеркивает "лечебную" роль кино в своей жизни. И хотя с годами Альмадовор стал немного спокойнее и не таким "чрезмерным" на экране, его "Боль и слава" – это ностальгирование.

Кадр из фильма "Боль и слава" / Фото: ОМКФ

После испанских страстей зрители имели возможность посмотреть победителя нынешнего Берлинского кинофестиваля, франко-израильскую картину "Синонимы", которую лично представил режиссер Надав Лапид. Парень Иоав прибывает в Париж и останавливается в огромной холодной квартире без мебели. Пока принимает теплый душ, чтобы согреться, кто-то ворует все его вещи. Пара молодых соседей вытаскивает его из ванны, переносит к себе в квартиру и реанимирует. Иоав – израильтянин, который прибыл в Париж не как турист. Он еврей, но твердо решил отказаться от своего языка, своей религии и изменить национальность. Пытаясь навсегда забыть иврит, Иоав теперь говорит исключительно по-французски и всем представляется местным. Его спасители, Эмиль и Каролина, обеспечивают его деньгами и одеждой, пока тот пытается найти хоть какую-то работу в многомиллионном мегаполисе. Как герой все два часа экранного времени носит, почти не снимая, пижонское горчичное пальто с чужого плеча, так и зритель эти два часа чувствует себя немного неловко от странного еврея и его попыток натянуть на себя чужую идентичность. Здесь плечевой шов не на месте, на спине морщины, и вообще, так никто не одевается из местных... Проблема ХХІ века – глобализация, ликвидация границ, попытки сделать из себя кого-то другого, избавиться от собственной "кожи" и замена своей идентичности другой. Фильм иногда даже раздражает, и не это ли самая высокая его заслуга – вызвать такие эмоции и чувства, природу которых ты не в состоянии понять.

Кадр из фильма "Синоним" / Фото: ОМКФ

Все новости Одессы читайте на Depo.Одесса

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme