Дневник ОМКФ-2019: Как прошли церемония открытия и первый день кинофестиваля

Примерно на "экваторе" лета существует неделя, когда Одесса окутывается в красное, белое и золотое – официальные оттенки Международного кинофестиваля. И, вероятно, много жителей и гостей города ждут этого момента с нетерпением целый год

Дневник ОМКФ-2019: Как прошли церемония…
Фото: ОМКФ

Время пришло, и если вы далекий от кино человек, не удивляйтесь и не пугайтесь. В ближайшие несколько дней вы будете слышать на пляжах и в кафе разговоры о Джиме Джармуше и Педро Альмодоваре, наблюдать по всему городу людей с льняными фирменными сумками и бейджами на шее, а Потемкинская лестница и Зеленый театр на ваших глазах превратятся в кинотеатры под открытым небом. Итак, Depo.Одесса вместе со всем городом отправляется в недельный кинозаплыв на ОМКФ-2019.

Юбилей – это всегда ответственно и волнительно. А юбилей самого масштабного кинособытия Восточной Европы тем более. В этом году Одесский международный кинофестиваль отмечает свое десятилетие, а это означает, что кинособытие должно быть едва ли не историческим. И хотя в сравнении с киевской "Молодостью", которая в этом году отметила 48-й день рождения, ОМКФ пока что можно считать "ребенком", однако порог в 150 тысяч посетителей данный кинофорум пересек весьма уверенно.

На свой первый юбилей кинофестиваль собрал 71 полный метр, 22 короткометражных фильма и 15 мастер-классов, в этом году заявки прислали более 80 стран и пяти континентов. Не забыли и об известных гостях – кинофестиваль посетят многократный номинант на Оскар и обладатель Золотой пальмовой ветви режиссер Майк Ли, одна из самых известных французских актрис Катрин Денев и знакомая многим звезда телесериалов Роуз Макгоуэн, которая проведет свой мастер-класс. Вообще, секция образовательных мастер-классов приятно радует в этом году, начиная с режиссера Ахтема Сейтаблаева и заканчивая сценаристом и преподавателем Ванкуверской киношколы Майклом Бейзером. И Майк Ли, и Катрин Денев лично откроют на ОМКФ свои мини-ретроспективы, поэтому можно будет посмотреть любимые киноленты на большом экране.

Программа традиционно состоит из Международного конкурса, Национального конкурса, национального Конкурса короткого метра и конкурса документальных фильмов.

Особая рекомендация – не пропускать "документалку". Если необходимы "сливки" киномира – идите на секции "Фестиваль фестивалей" и "Гала-премьеры". Здесь найдете победителя Каннского кинофестиваля "Паразиты", последнюю работу Педро Альмодовара "Боль и слава" с Антонио Бандерасом и Пенелопой Крус в главных ролях, хоррор от Джима Джармуша "Мертвые не умирают", документальный взгляд на жизнь скандального продюсера "Вайнштейн", испытание на прочность своих нервов от Фатиха Акина "Золотая перчатка" о маньяке, обладателя "Золотого медведя" на Берлинале-2019 "Синонимы", победителя прошлогоднего Сан-Себастьяна "Между двумя водами". Для гурманов Одесский кинофестиваль совместно с Довженко-центром представит ретроспективу "Голливуд на берегу Черного моря", в которую включены хорошо всем знакомые "Ягодка любви", "Молчи, сумэ, молчи", "Военно-полевой роман", "Весна на Заречной улице" и одна из последних работ Киры Муратовой "Настройщик". Заметим, данная ретроспектива – хорошая возможность показать родителям их любимое кино на большом экране.

Потемкинскую лестницу решили задействовать не один раз, а дважды. 14 июля на ней состоится кинопоказ черно-белой ленты "Козаки", снятой на студии Metro-Goldwyn-Mayer в 1928 году, а 19 июля ступени станут локацией для одноименного перфоманса Влада Троицкого, режиссера мультидисциплинарного фестиваля Gogolfest и основателя театра ДАХ.

В прошлом году кинофестиваль ввел систему электронного бронирования билетов, и для многих это стало адом. В некоторой степени не обошлось без ада и в этом году – теперь для владельца абонемента может быть забронировано только 10 фильмов, последующие бронирования открываются после использования предыдущих. К тому же, бронирование вынесено на независимый ресурс ticketbox.com, а это в начале значительно затрудняло коммуникацию. Вишенка на тортике: если один фильм финалом хотя бы на 10 минут "заходит" на следующий запланированный, система не даст забронировать билет на последний, поэтому посетителю прямая дорога на Last minute Access. Еще одним неожиданным решением стало расширение списка локаций вплоть до Аркадии – теперь некоторые ленты из секций "Гала-премьер" и "Фестиваля фестивалей" будут демонстрировать в новом кинотеатре Multiplex. Удивительно как из соображений логистической составляющей (все давно знают, что киноманы курсируют между Музкомедией и кинотеатром "Родина" в центре города), так и с точки зрения ощущений внутреннего эстета (район Аркадии последние годы не вызывает ничего кроме нервного тремора). С ностальгией вспоминаются первые годы кинофестиваля, когда отдельная часть фильмов демонстрировалась на базе Одесской киностудии, которая сейчас, к тому же, имеет обновленный зрительный зал.

Апофеозом пятницы должна была стать красная дорожка, хотя кое-кто, наверное, больше ждет репортажа одного известного сайта на следующий день, чем самой церемонии. Что же, зрители не будут разочарованы – была и откровенная безвкусица, и Монро в образе розовой русалки, и масса малознакомых людей, которые не имеют к кино никакого отношения. Из звезд "подвезли" только Майка Ли, который честно признался, что любой кинофестиваль лучше, чем Оскар, и Роуз Макгоуэн, в которой сейчас сложно узнать рыжеволосую Пейдж из сериала "Зачарованные". Катрин Денев обещали на церемонии закрытия.

Травести-дива Монро / Фото: Избирком

Роуз Макгоуэн / Фото: Избирком

Пока гости церемонии в Оперном театре смотрели фильм-открытие "Прекрасная эпоха" (о нем – уже в следующем дневнике), все другие начали свою кинонеделю с ленты "Варда за Аньес", фильма-исповеди одного из флагманов французской "новой волны" Аньес Варды. Лента создана как кинопуть режиссера, который она подает в виде мастер-класса для студентов: рассказывает о своих основных работах, приемах, которые использовались в разные годы, тенденциях и темах, которые волновали творческих деятелей на протяжении десятилетий. Аньес Варда была известна не только как режиссер игровых и документальных лент – она начинала как фотограф и арт-куратор (изучала искусство в Сорбонне), а ХХІ век встретила с цифровой камерой в руках, которая позволила отснятый материал потом использовать в инсталляциях и художественных выставках. Аньес Варда ушла от нас в марте этого года, навсегда оставшись одним из величайших визионеров столетия.

Кадр из фильма "Варда за Аньес" / Фото: ОМКФ

К счастью, ради вечеринок в этом году не придется далеко ехать – организаторы отказались от традиционного клуба Caleton и определили  официальными партнерами кинофестиваля LouLou и Zelda Bar. Коктейли, тусовка у Вакарчука, всегда веселая Джамала, выступление Zhenya Sugak – вечер можно было бы считать удачным, если бы не попадание под поливочную систему в Городском саду по дороге домой. Что же, очень эффектно "влетели" в фестивальную неделю. Далее будет...

Все новости Одессы читайте на Depo.Одесса

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme