Переправа через Хаджибей: Что будет с мостом, дорогой и дамбой

Дамба на Хаджибейском лимане, на которую не так давно потратили многомиллионные суммы, разрушается, а мост, в конце концов, могут построить. А вот вопрос объездной дороги, похоже, решится не скоро

Переправа через Хаджибей: Что будет с мо…

Этот год обещает стать годом реализации крупных инфраструктурных проектов на территории как области, так и самой Одессы. И все они так или иначе связаны с дорогами и коммуникациями. Некоторые будут начаты с нуля, некоторые – продолжены и завершены, но все они призваны улучшить жизнь автомобилистов и сохранить их "железных коней". Depo.Одесса узнавал, как будут реализовываться некоторые проекты.

Мост через Хаджибейский лиман

Самая свежая новость – удачные тендерные процедуры, которые наконец определили подрядную организацию, которая начнет строить мост через Хаджибейский лиман. "Сегодня подписан договор на ремонт Хаджибейского моста, поэтому ремонт будет начат уже в ближайшие дни! Еще одна долговечная проблема сдвинулась к решению", – написал на своей странице в сети Facebook глава Службы автомобильных дорог в Одесской области Олег Варивода. Радость чиновника можно понять, ведь в течение 2018 года дорожники так и не смогли провести конкурс в системе Prozorro, хотя пытались это сделать шесть раз.

Учитывая важное экономическое и социальное значение данного объекта, еще в 2017 году был разработан проект капитального ремонта Хаджибейского моста, а в 2018 году было предусмотрено финансирование для начала ремонтных работ. "И тут началось самое интересное. Еще в феврале 2018 года был объявлен первый тендер на ремонт Хаджибейского моста. Забегая вперед, скажу, что в результате таких тендеров было шесть (!!!). Один из участников этого тендера, не проходя даже квалификационные условия, начал атаковать нас через Антимонопольный комитет, каждый раз требуя признать, что он все же может участвовать в тендере, а когда этого доказать не смог, просил вообще отменить тендерную процедуру. Первое у него не удавалось, а вот второе он успешно провернул несколько раз. В результате чего мы снова и снова назначали новый тендер и потеряли целый год. Понятно, что в связи с этими "тендерными битвами" финансирование этого объекта было снято".

Драгоценный долгострой

По данным Depo.Одесса, тендеры срывало ООО "Мостостроительный отряд № 112". Именно эта структура строила мост в Паланке и, по словам Вариводы, это сотрудничество было неудачным – САД не удовлетворили ни качество работ, ни сроки реализации. Что касается моста через Хаджибей, то его будет строить компания "Маст-Буд". Именно она победила в конкурсе, участие в котором приняли еще три структуры – ООО "Мостостроительный отряд № 112", ООО "Строительное управление механизации" и ООО "Мостстройком". Собственно, к аукциону допустили только последнюю компанию, а документы первых двух были отклонены. Служба автомобильных дорог предложила выполнить работы за 345,9 млн грн, однако во время торгов "Маст-Буд" снизил цену до 341,9 млн грн. По условиям конкурса, подрядная организация должна выполнить работы до 31 декабря 2022 года, правда, Олег Варивода докладывал о двухлетнем сроке проекта.

Фото: Служба автомобильных дорог Одесской области

Мост через Хаджибейский лиман имеет интересную историю. Его правая часть, которую и будет реконструировать подрядная компания, уже 11 лет является непроездной. Она была построена в 1997-98 годах прошлого века и использовалась до 2008 года, когда появилась левая часть (именно по ней сейчас осуществляется движение автотранспорта). Правую часть закрыли на реконструкцию, которая из-за нехватки средств так и не была начата.

Мост, который убивает перспективы

В 2019 году строители должны достроить еще один мост – через Сухой Лиман, призваный стать альтернативой понтонной переправе, которой, собственно, и пользуются автолюбители, направляющиеся в Черноморск или оттуда. Этот проект успешно реализуется уже больше года и должен быть завершен летом, однако, по мнению специалистов, является очень неудачным. В частности, глава Ассоциации архитекторов Одессы Владимир Халин считает, что ключевой проблемой является высота моста – от уреза воды до нижней кромки сооружения она составляет всего 4 метра. "Теперь заходить в Сухой лиман, а это 8 километров защищенной от волн береговой линии, смогут только маломерные суда. Это ставит крест на перспективах развития яхтинга со стороны поселка Таирово – такие планы были, и довольно реалистичные, – отметил Халин. – Кроме того, наносится удар по заводу железобетонных конструкций, который производит крупногабаритные пролетные конструкции. С помощью барж их можно было доставлять даже в Днипро, но теперь эта возможность утрачена".

Владимир Халин считает, что мост через Сухой лиман нужно было строить высотой 12,5 метров, как на Дунае и Рейне, что дает возможность работать с системой транспортного водного коридора. "Да, это было бы дороже, необходимо было бы проводить серьезные насыпные работы, но это оставляло бы прекрасные перспективы для Сухого Лимана. Теперь же их нет", – резюмировал архитектор.

Дамба и дорога – под вопросом

Еще один проект – правда, чисто одесский – наоборот, далек от успешного завершения. Дамба Хаджибейского лимана, которая является частью объездной дороги, стремительно разрушается. Это во время одного из аппаратных совещаний признал даже мэр Одессы Геннадий Труханов. "Первые штормы всех удивили. Матовое покрытие тела дамбы было частично разрушено, насколько я понимаю, из-за ошибки проектировщиков, которые почему-то не взяли в расчет реальную высоту волн, которые достигают двух метров", – заявил он.

Стоит заметить, что со времени реконструкции этого участка дамбы не прошло и двух лет. В ближайшее время в Одессе состоится совещание по вопросу будущего дамбы, на котором специалисты различных уровней и ведомств попытаются разработать дальнейший план, ведь укреплены были 900 метров, а участок длиной в километр остается неукрепленным. "У нас очень много мнений по этой проблеме, и если мы не выработаем единого видения, нам просто не дадут денег", – заявил Геннадий Труханов.

Так же неизвестной остается и судьба дороги "Хаджибей-2", которая должна направить поток грузового транспорта в порт минуя городские улицы. Финансирует проект компания "Евротерминал", которая в случае успешной реализации получит солидную прибыль, поскольку все фуры отправятся на ее частную площадку отстоя. Мощное лобби "Хаджибея-2" обеспечивает лично мэр Геннадий Труханов, который поднимает вопрос на каждом аппаратном совещании, однако органы Госгеокадастра не спешат идти навстречу. Городской глава планировал отвести землю под трассу еще 12 декабря, но проект перед самым новым годом вернули проектировщикам с замечаниями, которые они сейчас исправляют, после чего снова подадут документ на рассмотрение.

Фото на главной: Служба автомобильных дорог Одесской области.

Все новости Одессы читайте на Depo.Одесса

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme