Как громкий скандал в Одесской епархии ПЦУ затормозил переход прихожан Московской церкви
До недавнего времени Одесская епархия демонстрировала самые высокие показатели по переходам храмов Московского патриархата в ПЦУ среди юго-восточных регионов, однако недавно этот процесс замедлился
Корреспондент Depo.Одесса выясняла, как за пару месяцев восемь храмов, не без сопротивления со стороны московских попов, перешли к Православной церкви Украины и в чем причины раскола в самой Одесской епархии ПЦУ.
ПОД ДАВЛЕНИЕМ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА
Первой православной общиной Одесской области, которая решила перейти из Московского патриархата в Православную церковь Украины, стали прихожане Свято-Димитриевского храма села Пужайково Балтского района. Как сообщил местный житель, отец одного из плененных украинских моряков и депутат Балтского районного совета Виктор Сорока, решение было принято еще на Рождество, 7 января. "После литургии состоялось собрание, и мы начали собирать подписи среди прихожан. Ситуация такая, что 90% прихожан – за переход в Украинскую церковь. Позже к нам приезжал благочинный Московского патриархата и рассказывал нам, что мы идем в подчинение туркам, что мы не должны этого делать. Но люди не согласились с его аргументами", – рассказал Виктор Сорока.
Храм в Пужайково - первый на Одесчине перешел к ПЦУ
Конечно, туда еще не раз не без скандалов наведывались московские священники, но прихожане отстояли свой выбор в пользу ПЦУ. "На второе собрание прихода приезжали представители епархии УПЦ МП с неизвестными людьми и отговаривали прихожан от такого шага, – отметил Сорока. – Это были русскоязычные люди, и это сразу выдает их статус. Если они хотят молиться российской власти, Кириллу, то пусть едут на Россию и молятся там", – добавил депутат.
Вслед за пужайковцами к ПЦУ присоединились верующие райцентра Сарата во главе с благочинным. Как сообщили в Одесской епархии ПЦУ, такое решение почти единогласно приняли прихожане Свято-Покровского храма. "26 января 2019 года, Свято-Покровская община Сараты во главе с настоятелем Владиславом Шиманом (бывший благочинный Саратского округа Одесской епархии УПЦ (МП) перешла из УПЦ Московского патриархата в Одесскую епархию Православной церкви Украины, – отмечается в сообщении. – Возле храма, в местном доме культуры, собралось более 500 человек. Среди них – поселковый глава Анатолий Негодяев, председатель районной государственной администрации Антон Лобан, депутаты районного и поселкового совета почти в полном составе. Они тоже являются прихожанами единственного в поселке храма". Позже стало известно, что настоятель храма Владислав Шиман также будет служить капелланом в воинских частях, которые дислоцируются в населенном пункте. Дело в том, что военные признались, что многие их подчиненные не посещали единственный саратский храм из-за того, что он принадлежал к Московскому патриархату.
Во время собрания жители райцентра проголосовали за переход к ПЦУ
Прихожане храма Рождества Пресвятой Богородицы, расположенного в селе Гольма Балтского района, также не без конфликтов, но перешли к ПЦУ. Так, их храм накануне собрания обокрали неизвестные. Воры вынесли иконы, церковную утварь и деньги, которые лежали в коробке для пожертвований. Местные жители уверены, что это не было простым совпадением.
Эта ситуация весьма похожа на ту, которая произошла в одесском храме при Военной академии. Так, бывший настоятель храма святых Кирилла и Мефодия протоиерей Сергий (Дмитриев), которого перестали пускать туда после того, как верующие вуза присоединились к Православной церкви Украины, забрал с собой часть храмового имущества. Нет половины икон, отсутствуют церковные подсвечники и прочая утварь. По словам секретаря Одесско-Балтской епархии ПЦУ Теодора Оробца, священник вынес имущество тайком. Представитель Московского патриархата все обвинения в свой адрес отрицает. По его словам, он восстанавливал храм самостоятельно и за свой счет. Впрочем, в академии утверждают, что на иконы и ремонт деньги собирали всем учебным заведением. Новый настоятель храма – отец Роман. По его словам, в ближайшее время здесь появятся новые иконы и возродятся церковные службы.
Военные не хотели ходить в московский храм / Фото: Думская
В начале февраля община Свято-Успенского храма села Мариновое Березовского района также оставила Московский патриархат и присоединилась к новой церкви. Приход сменил юрисдикцию вместе со своим священником, протоиереем Романом Федаком. Из 115 верующих 111 проголосовали за ПЦУ, трое – против, один воздержался. Отметим, что значительный процент населения Маринового (там проживает примерно тысяча человек) составляют потомки украинцев-бойков, выселенных из Нижне-Устрицкого района Дрогобычской области УССР, которых в 1951 году советское правительство передало Польше в обмен на часть Люблинского воеводства.
В Мариновом верующие перешли к ПЦУ
Также к ПЦУ присоединилась Свято-Троицкая парафия села Новоелизаветовка Ширяевского района, которую семь лет назад забрали у Киевского патриархата. Такое решение единогласно было принято на приходских собраниях, состоявшихся 16 февраля. "В селе Новоелизаветовка всегда действовал только один храм, сначала в нем был основан приход Украинской православной церкви Киевского патриархата, который действовал с 1996 по 2002 год. В 2002 году священник обманом перевел приход в Украинскую православную церковь Московского патриархата. После последних событий прихожане уже сами решили присоединиться к Поместной украинской православной церкви", – отметили в епархии.
Прихожане решили идти в ПЦУ
В конце февраля христиане села Знаменка Ивановского района (центр Знаменской ОТО) также перешли из Московского патриархата к Православной церкви Украины. По словам экс-депутата сельсовета Василия Сидорака, вопрос о смене юрисдикции обсуждался на приходских собраниях храма Рождества Пресвятой Богородицы, которые состоялись 24 февраля. Тогда присутствовали 219 верующих, зарегистрировались 197 из них и единодушно, вместе с настоятелем храма Николаем Стефанюком, поддержали переход под омофор ПЦУ. Остальные, которые поддержали УПЦ МП, от регистрации отказались и покинули церковь вместе со священниками Московского патриархата, которые приехали из Балты.
И вот совсем недавно, в марте, еще один священник перешел к новой церкви. Речь идет о религиозной общине Свято-Троицкого храма в Татарбунарах – одной из двух церквей в этом райцентре. Настоятель храма, протоиерей Василий Баурда известен своей патриотической позицией. В середине февраля он направил Одесской епархии ПЦУ прошение о принятии его в клир поместной церкви, которое было удовлетворено. "Вы принимаетесь в клир Одесско-Балтской епархии Православной церкви Украины вместе с общиной Свято-Троицкого прихода города Татарбунары", – отмечается в указе епископа Павла.
По словам представителей Одесской епархии, все переходы осуществляются, несмотря на давлением Московского патриархата. Каждое воскресенье священники выезжают с группой поддержки как в новообразованные приходы ПЦУ, так и свои, и рассказывают о "раскольниках". Также все священники, которые перешли в новую церковь, отлучены от церкви Московского патриархата.
Иногда, в какой-то степени кажется, что руководители ОТО с проукраинской позицией влияют на переходы прихожан в ПЦУ, однако в основе своей этого не наблюдается. "Особого влияния со стороны руководства нет. На юге области ОТО управляют от баптистов до липован. Поэтому вряд ли здесь присутствует какая-то связь", – отметила советник по вопросам коммуникации Одесского Центра развития местного самоуправления Евгения Генова.
ХРОНИКИ РАЗДОРА В ОДЕССКОЙ ЕПАРХИИ ПЦУ
На фоне того, что в Одесской области живо происходит переход московских приходов к Поместной православной церкви Украины, в главном храме Одесской епархии - Рождества Христова, что на ул. Пастера в Одессе, продолжается скандал. Все началось с того, что одесский епископ Павел настоял на том, чтобы увеличить количество священников в кафедральном соборе на Пастера для того, чтобы службы велись ежедневно. Однако новых священников не приняли некоторые прихожане, а также старший священник храма протоиерей Виталий Сеник, который давно служил в храме и хотел занять должность настоятеля. В Одесской епархии объяснили, что храм является кафедральным, и настоятелем в нем может быть только правящий архиерей. Отметим, что сын Сеника является депутатом "Оппозиционного блока" в Одесском областном совете. Отец Виталий со сторонниками провели церковные сборы за спиной у епископа и решили, как будут распределять финансирование храма.
Отец Виталий Сеник / Фото: Думская
После этого епископ Павел отстранил Сеника от должности старшего священника храма, но тот подчиняться решению архиерея отказался. На сторону семьи священника встала скандальная семейная пара активистов, – Неонила Ткаченко и Адрей Сидоренко, автомобиль которого, по данным следствия 2017 года, использовался для преступлений. Сторонники Сеника выразили протест правящему архиерею, считая, что имеют право сами выбирать настоятеля храма и распоряжаться церковным имуществом. Они также поехали в Киев и пожаловались патриарху Филарету на епископа, а затем – митрополиту Епифанию.
По мнению пресс-секретаря Одесской епархии ПЦУ отца Теодора, за конфликтом стоит "Оппозиционный блок", который таким образом хочет расшатать ситуацию. Прихожане, поддерживающие епископа, считают, что экс-настоятель таким образом пытается "отжать" храм и финансы, которые в последнее время принадлежали его семье.
Отец Теодор надеется, что все решится мирно
Впоследствии епископ Павел отстранил отца Виталия Сеника от кафедрального собора. Согласно решению, принятому на Епархиальном совете, отца Виталия Сеника назначили исполняющим обязанности настоятеля храма в селе Радостное Беляевского района Одесской области. На это священник устроил акцию протеста со своими сторонниками в храме на Пастера, а потом церковь заблокировали в воскресную службу.
Скрины со страницы Неонилы Ткаченко, которая поддерживает Сеника
Сейчас епархия разблокировала храм, призвав на помощь проукраинских активистов и полицию. После этого отец Виталий Сеник написал заявление об увольнении. "Я думаю, что они сделали большую ошибку – в Прощеное воскресенье не пустить людей и священников в храм. А то, что Сеник допустил аферистов и провокаторов в свое окружение, – это вообще безумие, а может - четкий план по дискредитации процесса объединения православия в Украине, в частности в Одесской области. Это фактически диверсия против нашего общества и государства. Это - мое мнение", – заявил активист Сергей Гуцалюк, который поддержал Одесскую епархию и ее епископа Павла.
Епископ Павел уволил священника, который не хотел работать в храме
По словам представителя епархии отца Теодора, именно этот конфликт замедлил резвый переход приходов в ПЦУ на Одесчине. "До недавнего времени мы показывали самые высокие показатели по переходам храмов Московского патриархата в ПЦУ среди юго-восточных регионов. Сейчас нам говорят: а вы там сами решите свои вопросы, а потом нас зовите", – пояснил ситуацию отец Тедор.
На днях епископ Павел издал Указ об увольнении всех членов церковного притча за саботаж. Последние выдвинули ультиматум митрополиту Епифанию с требованием сменить епископа. Однако от Киева официального ответа они не получили. Там считают, что конфликт должна решать епархия, потому что он касается только одной группы прихода.
Отметим, что все это сыграло на руку московским попам. Кроме того, они поддержали скандального священника. Также в его поддержку выступили пророссийские СМИ, в которых вышли публикации с громкими заголовками: "В храме Порошенко бунтуют против "самозваного" настоятеля".
В пресс-службе Одесской епархии ПЦУ надеются, что конфликт уляжется. "Все заканчивается миром!" – заверил отец Теодор. Однако в это, увы, поверить сложно, хотя и очень хочется.
Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Одесса