Одесса в 3D: Как сохраняют от потери исторические достопримечательности

Общественные деятели считают, что чем больше в городе будет специалистов по 3D-сканированию, тем больше будет сохранившихся памятников

Одесса в 3D: Как сохраняют от потери ист…
Фото: Depo.Одесса

Корреспондент Depo.Одесса узнавал, какой может стать Одесса, если Дюка оживят, Воронцовскому дворцу вернут идентичный вид, а Археологический музей можно будет увидеть с другой стороны.

Общественная организация Pixelated Realities, участники проекта "Одесса на ощупь", рассказали, как разрабатывались 3D-модели для бронзовых макетов одесских достопримечательностей – колоннады, Воронцовского дворца, мэрии, Археологического и Морского музеев и Оперного театра. Одесский архитектор Федор Бойцов, основатель организации, говорит, что для их изготовления применялись многочисленные инновации. Каждый макет прошел такие этапы производства, как сканирование, разработка моделей, фрезеровка, 3D-печать основ для форм, литье силиконовых форм, литье металлом и полимером, сбор и шлифовка готового изделия.

Таким образом, люди, которые плохо видят или не видят вообще, познают памятники на ощупь. Это также интересно для людей, которые не имеют проблем со зрением: отныне они смогут увидеть в полном объеме, например, Воронцовский дворец, каким он был еще во времена графа Воронцова – с зимним садом. Сейчас это особенно уместно, потому что на время реставрации здание полностью огорожено. Также на 3D-макете можно увидеть, как выглядит Археологический музей со стороны мэрии, которая его полностью закрывает, и создать представление о культурном памятнике в объеме. А еще прикоснуться к необычной крыше, например, Морского музея, которая, оказывается, имеет удивительно ребристую поверхность.

В этом году команда запустила спильнокошт под названием "Культура. Наследие. Сканирование", чтобы начать в Одессе бесплатные курсы для 3D-художников с практикой на объектах культурного наследия. Они ищут поддержку на закупку трех ноутбуков для учеников.

Организация планирует научить обрабатывать сканы и заниматься 3D-моделированием студентов-архитекторов, художников и фотографов, которым это интересно. Все будет происходить в арт-пространстве "Синий краб" на Приморской, 42. Обучение планируют начать в мае, и оно будет длиться месяц. Организаторы хотят набрать десять студентов, от которых будет нужна только увлекательная текстовая мотивация, так как обучение бесплатное.

Архитектор Федор Бойцов, который будет учить будущих специалистов, рассказывает: "В 2016 году мы засканировали статую Дюка и забросили ее в кибер-пространство. Его увидели сотни людей по всей Украине благодаря очкам виртуальной реальности. Пришло время сделать культурное наследие заметным, креативно показать его ценность широкому кругу людей. Для этого должны передавать свой опыт и знания: расширить команду и научить партнеров работать цифровыми методами".


  
По мнению куратора проекта Яны Бойцовой, 3D-сканирование, представление в дополненной реальности, позволяют музеям, галереям и историческим заповедникам оживлять культурное наследие и привлекать новую аудиторию. "ЗD-макет помогает хранить артефакт, например, таких скульптур, как Лаоокон, которые постоянно уничтожают вандалы", – говорит Бойцова.

Отметим, что ранее специалисты по моделированию восстановили дачу Докса, двухэтажный особняк из песчаника, построенный в начале ХХ века и снесенный в 2016 году. Ребята сделали трехмерную модель, которую можно рассмотреть с разных сторон, а также увидеть объекты из окружения особняка.

Таким образом, обследование и проектирование с использованием 3D-сканирования позволяет получить начальные сведения об историческом здании, а благодаря полученным 3D-моделям можно восстанавливать утраченные элементы декора. "В этом году совместно с "Тысячью дверьми Одессы" архитекторы выполнили сканирование чугунной ручки. Теперь ее можно будет отлить и установить на отреставрированные двери вторую ручку, которая была потеряна", – пояснила Бойцова.

Архитекторы отсканировали чугунную ручку

Летом 2019 года в умирающем кинотеатре "Звездный", из которого хотят сделать торговый центр, общественные работники отсканировали в 3D семиметровое космическое панно известного одесского художника Юрия Егорова. С помощью фотограмметрии они сохранили мозаику второй половины ХХ века и продлили ей жизнь.

Мозаику из бывшего кинотеатра "Звездный" удалось сохранить

Еще раньше они оцифровали памятники Дюку и Дерибасу, а в ближайшее время хотят оцифровать Воронцовский маяк, а также Потемкинскую лестницу. Но не все реставраторы в восторге от новых идей. Например, Анатолий Изотов считает, что, внедряя все больше цифры, теряется контакт специалиста с реальным объектом. "Уже сегодня происходит потеря навыков работать руками", – говорит он. В свою очередь, Бойцова считает, что одно другому не мешает, потому мониторинг, проектирование и восстановление утраченного происходит уже во время производства. "Это не отменяет необходимости научных исследований и изучения материалов на месте, а является шагом к системной работе с наследием", – говорит она.

Куратор привела пример, как в Стамбуле в археологической лаборатории стоят 3D-принтеры, на которых засканированную разбитую скульптуру собирают из разных кусков и находят решения для ее реставрации. "Работы по подготовке такой модели или обработка материалов сканирования может выполняться дистанционно. То есть если у нас в Украине будут качественные специалисты, то они могут экспортировать услуги, оставаясь в Украине", – считает она.

фото: Pixelated Realities, Depo.Одесса

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Одесcа

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

data-matched-content-rows-num=1 data-matched-content-columns-num=4 data-matched-content-ui-type="image_stacked"