Известные и неизвестные маяки Одесской области: Дюжина звезд, которые указывают путь кораблям

Мало кто знает, что на территории Одесской области существуют 12 маяков

Известные и неизвестные маяки Одесской о…
Фото: pixabay.com

Самый известный маяк Одессы – Воронцовский, который является визиткой Одесской области. Расположенный в районе морского порта, он притягивает тысячи одесситов и туристов, которые ходят к нему на экскурсии ради красивых фотографий. Однако кроме Воронцовского в Одесской области есть еще 10 маяков, которые заслуживают не меньшего внимания. О том, какие маяки построены на территории региона – подробнее в материале Depo.Одесса.

Воронцовский маяк несколько раз отстраивали

Башня современного Воронцовского маяка от основания составляет 26 метров в высоту, а его огонь виден за 15 миль, при этом высота огня составляет 27 метров от уровня моря. В далеком 1844 году на Карантинном моле Одессы решили построить маяк, однако прошел практически год, пока на эти цели выделили средства, и в 1845 году появился брандвахтенный дом с 26-метровой башней. Фонари на нее пришлось поднимать при помощи лебедки. Простоял этот маяк недолго: в начале Крымской войны его разобрали.

В конце 1858 года генерал-губернатор Одессы граф Строганов обратился в высшие инстанции о необходимости строительства на побережье маяка. По его словам, мореплаватели жаловались, что в одесском порту нет маяка, из-за чего суда часто часто терпят аварии. И на этот раз власть не спешила согласовывать строительство, и только в следующем году весной на маяке снова загорелись огни. А четыре года спустя в Одессе открыли чугунную девятиметровую башню со специальным фонарем – Воронцовский маяк. Произошло это почти одновременно с установлением памятника графу Михаилу Воронцову.

Чугунный Воронцовский маяк/Фото: wikipedia.org

В 1866 году в Одессе начали строительство Рейдового мола, который стал продолжением Карантинного. После завершения он стал на 480 саженей больше. А в следующем году 30 ноября, на маяке установили специальное оборудование, и он стал первым электрическим маяком на территории страны и четвертым в мире.

Новый Воронцовский маяк высотой 17 метров построили в 1888 году. Просуществовал он до Второй мировой, а тогда был взорван, чтобы лишить немецких и румынских артиллеристов в Чабанке возможности прицеливаться по маяку для обстрела акватории порта.

После Второй мировой войны на руинах маяка установили временную деревянную башню с ацетиленовым фонарем. И только в 1955 году на оконечности Рейдового мола построили тот Воронцовский маяк, который все знают. Сейчас на нем внедрено дистанционное управление, благодаря чему вахтовики, находясь на берегу, в случае необходимости, могут на расстоянии включать огонь маяка, также установлены наутофон и радиомаяк.

Современный вид Воронцовского маяка/Фото из открытых источников

В этом году на Маяке провели первую со времен строительства модернизацию и капитальный ремонт башни и ее основания.

Одесский маяк – первый в городе

Хотя Воронцовский маяк и является самым известным, однако не он был первым маяком, построенным на территории современной Одесчины. В 1827 году по инициативе одесситов и на средства, собранные у местных гражданских торговых ведомств, построили первый в городе Маяк. Он располагался в 6 милях от Карантинной пристани на мысе Большой Фонтан близ Успенского монастыря. На белоснежной каменной башне установили фонарь с лампой, которую заправляли рыбьим жиром. Сначала огонь маяка имел проблесковый характер: он появлялся каждые две минуты и его появлению предшествовало полное затемнение, которое длилось 5-6 секунд. Высота огня над уровнем моря составляла 59 м, а от основания башни – 28 м, дальность видимости достигала 19,5 миль. Однако мореплаватели часто жаловались, что путают Одесский маяк с Тендровским, который был расположен не так далеко от него, потому что огонь на них зажигался по одному принципу. Тогда в августе 1829-го Одесский маяк начал гореть постоянным огнем. В 1861 году на нем, первом на Черноморском побережье, был установлен диоптрический (заламливаемый) светлооптический аппарат Френеля 1-го разряда, купленный в Париже.

Фото: lighthouse21v.narod.ru

Во времена Первой мировой войны, в 1914-1915 годы, маяк не работал. Электрогенераторы по приказу командующего Украинской повстанческой армии передали военным для осветительного прожектора. Нерегулярно действовал маяк и во время гражданской войны, огонь на нем появился лишь в 1923 году. Башню и служебные помещения маяка в 1926-1931 годах капитально отремонтировали, а накануне 1941 года там заработали радиомаяк иностранной марки "Вилькокс" и наутофон. В последующие годы постоянно совершенствовались технические средства маяка.

Сейчас высота маяка от основания – 42 м, а высота огня на нем от уровня моря – 84 м.

Лузановский маяк – один из самых молодых

Это один из самых маленьких маяков региона. Сначала он даже маяком не считался, а являлся навигационным знаком "Одесский Северный". Его построили в районе мыса Северный Одесский в 1972 году из сборных железобетонных элементов. На верхней части башни установили деревянный щит видимости в виде цилиндра. Позже, в 1979 году, башню оборудовали новым светооптическим прибором. Дальность видимости огня стала около 16 миль и сооружение получило статус маяка, который назвали "Лузановский". Последний раз маяк капитально ремонтировали в 1999 году.

Фото: hydro.gov.ua

Ныне он работает в автоматическом режиме и имеет резервный огонь. Лузановский маяк освещает подходы к портам Одесса и "Южный". Стоит отметить, что Лузановский – самый низкий из имеющихся на территории Одесской области – его высота от основания составляет всего 10 метров, однако высота огня от уровня моря – 56 м, а дальность видимости огня – 16 миль.

Днестровско-Цареградский маяк полон легенд

Цареградское устье, для обозначения которого и построили этот маяк, считается тем местом, откуда отправлялись на Цареград (российское название Константинополя) корабли князей Киевской Руси. Существует версия, что именно с этого места начал в 911 году свой победоносный поход на греков князь Олег. Устье расположено в Затоке.

Есть свидетельства, что о маяке или какой-то другой постройке с навигационной функцией в этой местности были сведения еще во времена Древней Греции, но официальный статус Днестровско-Цареградский маяк получил в 1851 году. До этого с 1827 года он работал как навигационный знак. Сама Затока возникла тогда же, благодаря открытию этого знака. А в 1850-м российская дирекция Черноморских маяков приняла решение предоставить знаку статус маяка. И если сначала освещение подавалось при помощи растительного масла, то затем стало использоваться гнотовое освещение.

В течение второй половины XIX века — первой половины XX века Днестровско-Цареградский маяк неоднократно реконструировали, каждый раз обеспечивая ему все более прогрессивные европейские и отечественные технологии, элементы и приборы. В первые месяцы Второй мировой войны Днестровско-Цареградский маяк оказался на оккупированной немцами территории, но ему удалось избежать разрушений. Однако в августе 1944-го войска захватчиков, отступая, взорвали башню маяка. Для мореходства Днестровско-Цареградский маяк представлял слишком большое значение, поэтому уже в 1945 году на этом месте построили новый маяк.

Сегодня маяк обладает статусом памятника инженерной мысли. Стоит добавить, что высота маяка составляет 32 м, высота огня от уровня моря – 34 м, а дальность видимости огня – 16 миль.

Санжийский – маяк, который дал название селу

Маяк, расположенный в селе Санжийка Овидиопольского района, является одним из самых современных в Украине. Его открыли еще в 1921 году, а совсем недавно, в 2010-м, возвели новую башню, которая практически повторяет техническую структуру и внешний вид своей предшественницы. К тому же перестроенный Санжийский маяк стоит практически на месте предыдущего – его передвинули на 100 метров от воды. Произошло это потому, что море в этой местности ведет неустанную и победоносную борьбу с сушей, отвоевывая ежегодно около 1 метра территории. Таким образом, башня маяка может со временем из-за эрозии почв обрушиться в воду, и ее уже не впервые перенесли подальше от береговой линии.

Фото: uk.wikipedia.org

Именно из-за бурного моря и соединения в этом месте подводных течений с Босфора и Керченского пролива еще в конце XVIII века для предупреждения кораблей здесь сделали военный пункт со сторожевой башней. Днем на ней вывешивали морские флажки, а ночью — фонари. Именно от названия военного пункта Санджак и получили свое имя Санжийка и ее маяк.

Сейчас высота башни от основания составляет 28 м, высота огня от уровня моря – 41 м, а виден огонь маяка на 17 миль.

Маяк Шаганы – навигатор для порта Усть-Дунайск

В 1944 году в Татарбунарском районе на пересыпи между соленым озером (лиманом) Шаганы и Черным морем установили сооружение, которое сначала работало в качестве навигационного огня. В период послевоенного восстановления и реконструкции многих маяков в 1965 году восстановили и маяк Шаганы: в верхней части построенной из железобетона башни на металлическом каркасе установили два деревянных конусообразных щита видимости.

Фото: www.ibiblio.org

В 1983 году на башне светящегося знака начал функционировать новый светооптический прибор, благодаря которому дальность видимости огня увеличилась до 14 миль. Это обеспечило возможность навигационному знаку получить статус маяка.

Данный маяк гарантирует безопасность плавания на подходах к порту Усть-Дунайск. Высота его башни от основания равна 16 м, высота огня от уровня моря – 20 м, а дальность видимости огня – 14 миль.

Маяк Будаки – свидетель страшной трагедии

Это один из старейших маяков страны. Его построили еще в 1851 году в поселке Будаки, который сейчас называется Курортным и расположен на территории современного Белгород-Днестровского района. В истории маяка есть очень трагическая страница, которая связана с гибелью немецкого транспортного парохода "Зальцбург" 1 октября 1942 года во время Второй мировой войны. Пароход, на борту которого находились 2300 советских военнопленных, атаковала подлодка СССР. Большинство военнопленных погибли. Трагедия произошла в непосредственной близости к маяку Будаки, и сейчас на ее месте под водой непосредственно на остатках парохода установлена небольшая мемориальная доска жертвам "Зальцбурга".

Фото: wikimapia.org

Маяк на то время был преимущественно деревянным, а вот в 1960 году на здании установили металлическую башню. До 1986 года башня была навигационным знаком, и только после того, как его отремонтировали и установили на нем новый светооптический прибор, в результате чего дальность видимости огня достигла 17 миль, сооружению присвоили статус маяка.

Черноморский маяк – символ города

На краю Южного защитного мора при входе в морской порт Черноморск летом 1965-го установили новый маяк, а впервые огонь на Черноморском маяке зажгли 5 октября того же года. С момента его строительства особенно большой объем работ на маяке выполнили в 2005-м, а именно установили современный светодиодный прибор, автономную систему энергосбережения на основе солнечной батареи, ветроустановки и современную систему дистанционного контроля и управления работой оборудования маяка.

Фото: hydro.gov.ua

Маяк, который хорошо видно с береговой полосы, является определенным символом Черноморска. Его изображение украшает герб города. Добавим, что высота башни маяка от основания составляет 19 м, высота огня от уровня моря – 20 м, а дальность видимости огня – 15 миль.

Григорьевский маяк обладает высотой огня 60 метров

На расстоянии 3,8 миль от мыса Дофинивский в 1955 году появился навигационный знак, который обеспечивает необходимое безопасное плавание судов на подходах к портам "Одесса", "Южный" и в направлении Бугско-Днепровско-Лиманского канала. Впоследствии, в 1972 году его реконструировали: по единому типовому проекту была построена для него новая башня, на вершине которой в металлическом каркасе закрепили деревянный щит видимости в виде цилиндра со срезанным конусом под ним. В 1983 и 1986 годах на знаке заменили светооптические приборы, в результате чего дальность видимости огня достигла 18 миль, что позволило классифицировать его как маяк. В 1997 году маяк Григорьевский капитально отремонтировали, благодаря новому оборудованию он работает в автоматическом режиме, хотя на нем есть резервный огонь.

Фото: hydro.gov.ua

Высота башни маяка составляет 15 м, высота огня от уровня моря – 60 м, а дальность видимости огня – 18 миль.

Маяк Карабуш – один из современных

Этот маяк расположен на самом востоке Одесской области – возле мыса Карабуш на территории базы отдыха. Его история практически повторяет историю Григорьевского маяка. Возведенный в 1955 году как навигационный знак, капитально перестроен и получил статус маяка в 1983 году, новая модернизация и переход на автоматический режим были произведены в 2003 году.

Фото: hydro.gov.ua

Маяк обеспечивает безопасность мореплавания на подходах к порту "Южный" и на Бугско-Днепровско-Лиманском канале. Высота башни маяка Карабуш – 16 м, высота огня от уровня моря – 55 м, дальность видимости огня – 18 миль.

Маяк на острове Змеиный построили из руин храма

На острове Змеиный построили маяк, для возведения которого использовали остатки древнегреческого храма времен VI-VII вв. до н. э. Фундамент сооружения, которое было посвящено знаменитому Ахиллесу, сохранялся вплоть до 1837 года. Именно тогда его начали разбирать на материалы для постройки маяка.

Строительство маяка на острове Фидонисе (именно так назывался остров, который нам известен, как Змеиный) завершили в 1843 году.

Маяк Змеиного ощутимо пострадал от событий Первой и Второй Мировых войн. В частности, в июне 1917 года после успешной блиц-атаки на остров, который охраняли российские солдаты, немецкий крейсер "Бреслау" артиллерийским огнем практически полностью уничтожил маяк и прилегающие постройки. Восстановили его лишь в 1922-м, когда остров уже находился под румынским контролем. А во время Второй мировой на судьбу маяка выпали новые испытания: сначала его бомбила советская авиация, а потом пытались разрушить немецкие войска, которые отступали. Однако в конце 1944 года навигационное сооружение отремонтировали.

Фото: hydro.gov.ua

Сегодня маяк, высота которого от основания составляет 18 метров, а дальность огня – 17 миль, обеспечивает безопасность мореплавания по 11-му и 12-му коленям Бугско-Днепровско-Лиманского канала.

Одесский створный маяк – самый необычный маяк Одессы

Еще один маяк, о котором стоит упомянуть, расположен в самом центре Одессы – на башне дома по улице Преображенской, 5. Его называют Одесским створным маяком или Задним маяком створа. Это сооружение работает в паре с Воронцовским маяком. Высота створного маяка над уровнем моря составляет 54,9 метра, а дальность огня — 16 миль.

Фото: dumskaya.net

При подготовке использовались материалы и фото hydro.gov.ua, id-ua.com.ua.

Все новости Одессы читайте на Depo.Одесса

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme