От туристической достопримечательности до символа "импотенции власти": Что пережил танкер Delfi у берегов Одессы

Почти год провел в акватории Одессы затонувший танкер "Дельфи", но город наконец расстался с ним

Ольга Циктор
Екс-шеф-редактор региональной редакции Depo.Одесса
От туристической достопримечательности д…

Каждый таксист в Одессе знает, где в городе расположен пляж "Дельфин" с затонувшим возле него судном. Ведь первые месяцы после краха "Делфи" место приисшествия привлекало внимание туристов, а судно стало настоящей изюминкой Одессы. Однако после многочисленных загрязнений акватории и безуспешных попыток поднять судно оно быстро превратилось в символ "импотенции власти", о чем говорили и президент Украины Владимир Зеленский, и мэр Одессы Геннадий Труханов, и десятки других чиновников. Однако это не помешало многочисленным политикам пиариться на поднятии утопленника так, будто каждый из них лично голыми руками доставал его со дна морского. Портал Depo.Одесса решил вспомнить весь жизненный путь танкера "Делфи" у берегов Одессы — от краха до поднятия.

Как все начиналось

Вечером в четверг, 21 ноября, неподалеку от Одессы терпит бедствие небольшой сухогруз "Делфи" (IMO 8866266) под флагом Молдовы. Судно направлялось в порт "Южный", но из-за значительного ухудшения погодных условий и больших волн его прибило к берегу напротив пляжа "Дельфин". На борту закончилось топливо и возникли проблемы с электричеством. Судно некоторое время дрейфовало, а потом ударилось о волнорез в районе пляжа "Дельфин", село кормой на мель, и дрейф остановился.

На судне находились трое членов экипажа — граждане Украины. Команда до последнего не хотела подать сигнал SOS и эвакуироваться с судна. Мужчины ждали разрешения от судовладельца и отказывались от помощи. С владельцем связаться оказалось невозможным, ситуация стала ухудшаться. Спасательные суда не смогли подойти из-за сложных погодных условий. Речь шла даже о помощи с воздуха.

Уже на 14:50 22 ноября всех трех членов экипажа спасли. Их насильно вытаскивали из наполовину затонувшего судна, ведь они все еще отказывались посылать сигнал SOS без согласия судовладельца. Последним на берег спасатели вытащили капитана. Он был в тяжелом состоянии. Другим членам оказывали помощь.

Пятно на воде и репутации

С самого начала чиновники уверяли — опасных веществ судно не перевозило и угрозы для экологии оно не представляет. Однако позже оказалось, что в первые часы после того, как судно застряло и опрокинулось, произошел разлив нефтепродуктов в системе двигателя танкера. Специалисты зафиксировали превышение концентрации нефти в море более чем в 150 раз — это результаты анализов по состоянию на 22-23 ноября. К 24 ноября этот показатель "уменьшили" до 19-кратного превышения.

протокол танкера Делфи

Но это оказался далеко не последний выброс вредных веществ в море. Выбросы нефти фиксировались регулярно. 23 июня возле судна заметили большое масляное пятно. Танкер продолжал "течь", и через три дня, в разгар туристического сезона, пляж "Дельфин" решили закрыть.

Неделя длиной в 293 дня

затонувший танкер Делфи

После крушения судна в Одесской ОГА заверили, что будут снимать танкер с мели через неделю, если судовладелец не сделает этого сам. Уже 2 декабря удалось связаться с владельцем танкера, который пообещал забрать судно за свой счет, но не указал, когда. Оказалось, что слово "дедлайн" для понимания ему далось тяжело. В конце января он заявил, что уберет танкер в течение месяца. Уже тогда стали подозревать, что судовладелец затягивает процесс ликвидации суда, что ставит под угрозу курортный сезон.

Хоть какие-то работы по поднятию танкера начались лишь во второй половине лета. 18 июля произошла первая попытка владельца поднять сухогруз. Затем вторая. Затем третья. Тросы буксиров рвались, а танкер с места не сдвигался ни на сантиметр. 20 июля закончились последний дедлайн для владельца и терпение представителей Администрации морских портов Украины, которые стали требовать, чтобы права на подъем судна передали им. Для этого Одесская ОГА обратилась в Кабмин с просьбой признать ситуацию с танкером чрезвычайной, чтобы АМПУ передали права на подъем по упрощенной процедуре. А тем временем танкер продолжал "течь".

Дорогу профессионалам

Право на выполнение судноподъема 21 июля перешло к АМПУ. В Министерстве инфраструктуры ситуацию признали чрезвычайной. После проведения тендера к ликвидации судна привлекли ООО "Краншип", ООО "Бруклин-Киев" профинансировало работы.

Танкер "Делфи" девять месяцев пролежал между каменной грядой и волноломом и был поставлен на ровный киль 26 августа. Так завершился первый этап работ. На втором этапе судно осмотрели и очистили от мусора, ила и лишних конструкций. Финальный этап завершился сегодня, 10 сентября. Судно подняли и транспортировали в Черноморск.

На момент написания материала виновные в трагедии (а ситуацию действительно можно назвать экологической и репутационной трагедией) не наказаны. Ведется следствие, подозреваемым в котором проходит капитан судна. Ему вменяют нарушение правил эксплуатации судна. Устанавливается причастность пограничников, которые допустили танкер в акваторию Украины с явными нарушениями.

За свою одесскую жизни "Делфи" увидел множество чиновников и депутатов. Мэр Одессы Геннадий Труханов называл Министерство инфраструктуры "мафией", которая никак не хочет помочь Одессе избавиться от танкера. В свою очередь, Министерство обвиняло Труханова в полном бездействии в данной ситуации. Президент Зеленский вообще назвал власть "импотентной". Но на поднятии танкера не пренебрегли попиариться перед выборами все. Многочисленные стрим с места событий на страницах депутатов выглядят довольно респектабельно. Главное, что никто не вспоминает, что танкер возле Одессы пролежал почти десять месяцев, а ущерб государству нанес на более чем $ 15 тыс.

Все новости Одессы читайте на Depo.Одесса

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme