Типография Фесенко: Как одесситы борются за архитектурную и историческую достопримечательность
Почти полгода одесситы пытаются отвоевать у застройщика памятник истории и архитектуры — бывшую типографию Фесенко в центре города
Здание бывшей типографии Ефима Фесенко на улице Ришельевской имело статус памятника истории и архитектуры местного значения, но внезапно его "потеряло" и теперь может служить ярким примером того, что этот статус в Одессе ничего не значит. Расположение в историческом ареале, угроза окружающим жилым домам, позиция Министерства культуры и информационной политики также ничего не стоят, если застройщику вздумалось построить двухэтажный паркинг на катакомбах. Личная просьба министра культуры к министру внутренних дел о защите достопримечательности в тот же день, когда "одетые космонавтами" полицейские вместе с титушками защищали застройщика от общественных активистов, воспринимается как троллинг. О том, что происходит со зданием бывшей типографии, рассказывает Depo.Одесса.
От дома генерал-майора до ведущей типографии: Почему старое здание стоит борьбы
Трехэтажное здание на Ришельевской, 47, появилось в Одессе в 1841 году как дом генерал-майора Александра Шнеля. Но за полвека было переоборудовано под типографию. Как сообщает портал "Архитектура Одессы", здание выполнено в российско-византийской стилистике с чертами так называемого "нарышкинского барокко" XVII века. Считается, что оно представляет собой довольно нетипичный для Одессы образец "национальных архитектурных традиций", которые возрождались в Российской империи в конце XIX века.
Впрочем, ценность в этом случае имеет не только форма, но и контекст. Будущий владелец типографии Ефим Фесенко был из семьи бедных черниговских козаков. В 1869 году он пришел пешком в Одессу из Черниговской губернии на заработки. И за 14 лет добросовестного труда основал типографию. "В 1893 году, после первых 10 лет работы, Е. И. Фесенко был признан образцовым первым печатником на всем юге России. А на Всемирной Миланской выставке в 1897 году за представление литографии Е. И. Фесенко был присужден главный приз. Типография Фесенко была известна во всей Российской империи и даже за ее пределами, награждена четырьмя медалями на международных выставках. Предприятие всегда было оснащено лучшим, новейшим оборудованием, которое Ефим Иванович и его сыновья тщательно подбирали и покупали в Европе. В 1907 году ему было присвоено звание Потомственного Почетного гражданина Одессы", — рассказывает "Архитектура Одессы".
Первым в тогдашней Российской империи Ефим Фесенко наладил массовую печать недорогих изданий, книг и брошюр, рассчитанных на не слишком состоятельных читателей. Типография печатала книги и брошюры для крестьян, рабочих и служащих. Особенностью работы типографии стала печать икон. Фесенко первым начал печатать линованные тетради и дешевые небольшие иконки. В типографии печатали даже деньги.
А еще у Фесенко была приверженность к украинской литературе, и его типография печатала большое количество украинских книг — многие из них выдавались за собственные средства учредителя типографии.
Ефим Фесенко умер в 1926 году. Он пережил национализацию типографии, но остался ее директором.
Здание бывшей типографии с ее редкой для города архитектурой, как и соседний кинотеатр "Большой Ришельевский", заброшено от начала двухтысячных годов. Довольно долго оно было наглухо опечатано. Пока на его месте не решили построить паркинг.
Кто является нынешним владельцем бывшей типографии
Согласно данным единого реестра прав на недвижимое имущество, здание бывшей типографии Фесенко с сентября 2004 года принадлежит ООО "Одесса-Сити".
Конечным бенефициаром компании аналитическая платформа YouControl называет гражданина Израиля Вадима Шульмана.
Среди "исторических" связей компании — соратник одесского мэра Геннадия Труханова, депутат Юрий Шумахер. В 2010 году последний числился среди учредителей "Одесса-Сити".
Сейчас возглавляет компанию Виктор Суворов, который также значится директором в ООО "ГРАНДТЕК". Обе фирмы принадлежат к группе компаний, большинство из которых зарегистрированы по адресу улица Генуэзская, 1-а. Самая известная фирма этой группы — "Ростдорстрой", учредителем которой является депутат Одесского горсовета от партии мэра Геннадия Труханова "Доверяй делам" Юрий Шумахер.
Битва за типографию. Начало
О планах владельца здания бывшей типографии Фесенко стало известно в конце 2020 года. Тогда, в декабре, исполняющая обязанности директора департамента архитектуры и градостроительства Одесского городского совета Татьяна Боринская рассказала о проекте строительства на месте старинного дома. На тот момент речь шла о двух сооружениях — типографии Фесенко и соседнем бывшем кинотеатре "Ришельевский", по адресам, соответственно, Ришельевская, 47 и 49. По словам Боринской, фасады зданий должны быть сохранены. "Были выданы городские условия и ограничения, в которых прописано восстановить фасады в том виде, в котором они находятся сегодня. Дело в том, что здания-памятники были выведены из списка памятников Минкультом много лет назад", — объясняла Боринская. Однако в градостроительных условиях, которые после резонанса вокруг будущего строительства, были обнародованы на сайте департмента архитектуры и градостроительства, не указывалось прямое требование о сохранении фасада.
Примерно тогда же на сайте Кабмина появилась петиция одесситки Шанталь Сопенюк, в которой она требует вернуть статус памятника архитектуры зданиям на Ришельевской, 47 и 49. Обе достопримечательности в 2008 году потеряли охранный статус в один день — 20 июня. Эти объекты относятся к так называемому "Списку Штербуль" (перечень лишенных охранного статуса памятников, названный так общественными активистами и журналистами "в честь" тогдашней главы управления охраны памятников культурного наследия Одесской областной государственной администрации Натальи Штербуль). Всего в нем 130 памятников, некоторые уже снесены — такая судьба, в частности, постигла дачи Докса и Тиля.
В конце января 2021 года фасад здания бывшей типографии Ефима Фесенко обнесли забором. На это событие сразу отреагировали как общественные деятели, так и местные жители. Они собрались на акцию протеста, чтобы помешать строительству на месте бывших архитектурных памятников. В то время общественность утверждала, что у строителя нет разрешения на работу от Минкульта.
Позже, в марте 2021 года , в МКИП обнародовали предписание о запрете строительства. "Строительство жилого дома с встроенными нежилыми помещениями и подземным паркингом выполняется с нарушением ч. 4 ст. 32 Закона Украины "Об охране культурного наследия", без соответствующих согласований и разрешений", — говорится в предписании.
Скрин: издание "В городе"
По иронии судьбы, главным архитектором помещения с подземным паркингом, застройщик хочет построить на месте типографии Фесенко, является также Фесенко (Фесенко Николай Анатольевич, — ред.).
Фото: Суспильне Одеса
Одесские суды против Минкульта: Как отменяли предписания о сохранении
После получения предписания Минкульта застройщик не сдался и пошел в суд. В мае судья Одесского окружного административного суда Любовь Токмилова остановила действие предписания о запрете любых строительных работ на территории типографии Фесенко и бывшего кинотеатра "Ришельевский".
События в судах разворачивались следующим образом. Сначала "Одесса-Сити" требовала признать противоправным и отменить предписание министерства о запрете любых работ на территории зданий. Однако суд оставил этот иск без движения. Затем застройщик подал новое заявление: с просьбой приостановить действие предписания. В компании заявили, что запрет строительства провоцирует "значительные материальные потери в виде штрафных санкций и возмещения убытков как перед генеральным подрядчиком строительства, так и перед другими подрядными организациями". Также компания жаловалась, что вынуждена платить зарплату строителям. Судья решила, что это достаточные аргументы для того, чтобы дать "зеленый свет" строительству на месте бывшего памятника истории и архитектуры. Правда, это постановление может быть обжаловано в апелляционной инстанции.
Хронология рассмотрения дела приведена в постановлении суда от 4 июня:
-
05.05.2021 года в Одесский окружной административный суд поступил административный иск Общества с ограниченной ответственностью "Одесса-сити" к Министерству культуры и информационной политики Украины, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне истца Общества с ограниченной ответственностью "Мартен Групп" о признании противоправными и отмене решений.
-
Согласно протоколу автоматизированного распределения судебного дела между судьями дело распределено на судью ТокмиловуЛ.М.
-
11.05.2021 года постановлением суда исковое заявление оставлено без движения.
-
18.05.2021 года истец устранил недостатки, которые стали основанием для того, чтобы оставить иск без движения.
-
Определением суда от 21.05.2021 года принято заявление к рассмотрению и открыто производство по делу. Рассмотрение заявления назначено на 09.06.2021 года в 11.30 час.
-
В свою очередь, 01.06.2021 года представителем ответчика подано заявление об участии в судебном заседании в режиме видеоконференции.
Рассмотрение дела было назначено на 9 июня. Но в день заседания его перенесли на 11 июня. Как сообщил активист Юрий Дяченко, судья сначала не хотела пускать на слушания одесситов и журналистов, но потом согласилась на присутствие представителей СМИ. Однако, представители истца, компании "Одесса-Сити", которым перед тем было отказано в участии в судебном заседании в режиме видеоконференции, в суд не явились, и заседание было перенесено.
Отметим, что по состоянию на 8 июня удалось официально вручить застройщику новое предписание МКИП.
В целом 8 июня состоялись два важных события, связанные с типографией Фесенко: во-первых, застройщику наконец вручили предписание о прекращении работ — официально, заказным письмом, во-вторых — мэр Геннадий Труханов отказал жителям в приеме относительно здания типографии несмотря на предварительную запись.
Протесты общественности и благодарность Ткаченко за то, чего нет
На каждое появление строителей на территории типографии Фесенко жители соседних домов, общественные активисты и даже бывшие работники типографии реагировали акциями протеста.
Люди вызвали полицию, однако правоохранители никаких действий не предпринимали: принимали заявления — и все. Впоследствии полиция буквально встала на сторону застройщика, вместе с "молодыми людьми характерной внешности", то есть титушками, защищая забор вокруг типографии от активистов.
Несмотря на все протесты, еще 1 июня была разобрана крыша здания. За неделю, 8 июня, жители соседних с типографией домов перекрыли движение на углу улиц Большой Арнаутской и Бориса Литвака.
Перед тем глава Министерства культуры и информационной политики Александр Ткаченко после того, как полиция "защитила" забор застройщика от одесситов, написал пост в Facebook, в котором обратился к министру внутренних дел Арсену Авакову с просьбой предоставить охрану типографии Фесенко. Правда, не на уровне министерств, а через Фейсбук.
"Благодарны полиции за мгновенную реакцию на защиту исторического ареала г. Одессы и комплексной охранной зоны исторического центра города", — завершил свое обращение Ткаченко. Последняя фраза после того, как "космонавты" под крики "Ганьба" оттеснили от забора протестующих, похожа в лучшем случае на троллинг.
Дискредитация и запугивание участников акции протеста
В конце мая в одесских СМИ можно было увидеть статьи без рекламных отметок, в которых утверждалось, что жители соседних с типографией Фесенко зданий хотят ремонта, который им пообещал застройщик, а "активисты" как будто "портят им жизнь". Текст статьи очень "непрозрачно" намекал на то, что, мол, общественные активисты — защитники типографии действуют по чьему-то заказу и из корыстных интересов.
Акцию по дискредитации общественного сектора усмотрели некоторые протестующие и в арестах "активистов", никак с протестом против уничтожения типографии не связанных.
В начале июня в одной из общин защитников типографии Фесенко — "Лидерсовский SOS", — сообщили о новой попытке запугивания жителей соседнего со зданием типографии дома. На этот раз "пугать" решили "черной магией".
Вопрос о судьбе типографии Фесенко возбудила 9 июня на сессии одесского городского совета депутат Ольга Квасницкая.
Мэр Одессы Геннадий Труханов на ее инициативу отреагировал странно — фразой "Где вы были раньше". "И это не добавляет чести представительному органу, а комментарий мэра - "Где мы были раньше", вообще поражает, это его обязанность реагировать на беспредел в городе. И полномочия уже есть, и центр помогает, а вот воли так и нет", — пишет депутат на своей фейсбук-странице.
По ее мнению, мэр и городской совет за последние полгода могли и должны были сделать следующее:
- инициировать отмену Приказа Министерства культуры и туризма Украины от 20.06.2008 г. №728/01/16-08 в части, которые не подлежат занесению в Государственный реестр недвижимых памятников Украины Достопримечательности: кинотеатр "Ришелье" и типография Фесенко.
- инициировать на Консультативном совете по вопросам охраны культурного наследия Одесской области рассмотрение вопроса о целесообразности внесения в Государственный реестр указанных недвижимых памятников Украины.
- инициировать проведение внеплановой проверки достоверности данных заявленных ООО "Одесса-сити" для получения градостроительных условий и ограничений для проектирования жилого дома со встроенными нежилыми помещениями и подземным паркингом, утв. Приказом Департамента архитектуры и градостроительства Одесского городского совета от 27 декабря 2019 года № 01-06/331.
- инициировать проведение внеплановой проверки достоверности данных заявленных ООО "Одесса-сити" для получения разрешения на выполнение строительных работ № ЕД 012201127400 от 27 ноября 2020 года на "Строительство жилого дома со встроенными нежилыми помещениями и подземным паркингом по адресу: г. Одесса, ул. Ришельевская, 47, 49, ул. Большая Арнаутская, 40", выданного Управлением государственного архитектурно-строительного контроля Одесского городского совета, с учетом того что территория застройки находится в пределах исторического ареала; на территории застройки размещаются два дома-памятника культурного наследия; на территорию застройки распространяется ограничение охранной зоны соседнего здания-памятники культурного наследия.
Позиция городского совета и городского главы Геннадия Труханова вызывает много вопросов. Городская власть почему-то не слишком заботится о сохранении памятников истории и архитектуры. Значительно больше внимания городская власть уделяет попыткам затянуть в город иностранного туриста с помощью двухметровых бронзовых якорей — на это всегда есть и время, и деньги. А что увидит турист, которого вид двухметрового якоря мотивирует приехать в Одессу, то уже никому, кажется, не интересно. Связи между тем, что туристы любят хорошую архитектуру и памятники истории, и тем, что делается в историческом ареале Одессы городская власть не видит.
Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Одесса