Дневник ОМКФ-2019: Чем удивлял день второй

В субботу, 13 июля, гости ОМКФ имели возможность посетить творческие встречи известных кинодеятелей, а также посмотреть разножанровые фильмы

Дневник ОМКФ-2019: Чем удивлял день втор…

Первый полноценный фестивальный день начал свою работу чуть позже, чем обычно – в 11 утра зрители собирались перед Фестивальным дворцом для того, чтобы посмотреть фильм-открытие "Прекрасная эпоха". Лента демонстрирует жизнь пожилой пары, которая переживает кризис в отношениях: Виктор, 60-летний иллюстратор, уже несколько лет сидит без работы и утратил всякий интерес к жизни, а его жена нашла себе удивительного любовника и пытается убежать от обыденности при помощи гаджетов и очков "виртуальной реальности". В день рождения Виктор получает сертификат "на эмоции" – фирма, которая занимается исторической реконструкцией, вызвалась восстановить в его памяти один день из 1974 года. Тот день, когда он познакомился с будущей женой...

Кадр из фильма "Прекрасная эпоха" / Фото: ОМКФ

Режиссер Николя Бедос создал универсальную французскую драматическую комедию – здесь легко можно увидеть и непревзойденную актерскую игру Даниэля Отея и Фанни Ардан, и динамичный (но при этом прочный) нарратив, и такие хорошо знакомые всем нам прописные истины. Реальность путается с реконструкцией событий 1974 года, зритель иногда перестает понимать, кто кого и на каком этапе играет и где та грань понимания, что нельзя жить прошлым, даже если тебе далеко за 50. Мы вспомнили как минимум о трех французских комедиях, с которых стартовал Одесский кинофестиваль. Что ж, по крайней мере настроение они создают соответствующее.

Пока очереди с обеих сторон Музкомедии начинали выстраиваться на премьеру фильма Джима Джармуша "Мертвые не умирают", мы сделали контрход - поехали в кинотеатр "Родина" смотреть первую ленту из ретроспективы Майка Ли "Питерлоо".

Великобритания, эпоха Регентства, 1819 год. Промышленность, которая за годы наполеоновских войн была поставлена на фронтовые рельсы, достигла кризиса перепроизводства – Британия готова своей продукцией завалить полмира, вот только миру это было не нужно. В страну вернулись мужчины, которые требовали работы, и немедленно. Много рабочих, много продукции, много фабрик, однако спроса на все это не было. 16 августа 1819 года в городе Манчестер гвардейцы напали на мирный митинг сторонников всеобщего избирательного права и зарубили насмерть 17 человек. Количество раненых историками оценивается в шесть сотен, инцидент получил название Манчестерской бойни, а непосредственно в Англии его называют резней в Питерлоо.

Кадр из фильма "Питерлоо" / Фото: ОМКФ

Проблема едва ли не каждого исторического фильма в том, что выглядит он как реконструкция. Ненастоящие костюмы, чрезмерная декоративность элементов, современные лица людей, которых одели в исторические костюмы. Майк Ли же подходит к созданию эпической драмы с дотошностью и педантичностью – если борода у селянина седая, то она седая с желтизной где-не-где, если мы видим немолодую уже селянку, то замечаем ее сухие наработанные руки и пятнистые следы загара на лице. Безграничным количеством деталей, нарочитым пафосом диалогов, абсолютной аутентичностью персонажей режиссер создает эпический срез эпохи, который становится фоном для одного (однако судьбоносного) дня в истории Британии.

Практически вся масса людей после Джармуша и Ли находилась в ожидании следующей громкой премьеры – "Золотой перчатки" Фатиха Акина. Немец турецкого происхождения, постоянный "обитатель" европейских кинофестивалей создал на этот раз фильм о серийном маньяке, который жил в середине 1970-х в Гамбурге. Мужчина с изуродованным лицом днем работает уборщиком на заводе, а вечером заливает глаза водкой в баре, угощая стареющих женщин и проституток, чтобы потом их изнасиловать, убить и расчленить. Смахивает на триллер? Нет, для триллера тут маловато саспенса. Психологическая драма? Возможно, но зрителям не дают каких-либо входных данных – ни о родителях, ни о детстве, ни о возможных причинах такого зверского поведения.

Кадр из фильма "Золотая перчатка" / Фото: ОМКФ

Продолжительность фильма можно было учитывать не по минутам, а по количеству людей, которые постоянно выходили из зрительного зала – конечно же, не все могут выдержать хруст перерезанной пилой шеи. "Золотую перчатку" часто сравнивают с "Домом, который построил Джек" фон Триера, но сравнение явно не в пользу первого. Берлинский кинофестиваль (который очень любит чрезмерный натурализм) даже не дал приз за лучшую актерскую работу исполнителю главной роли Йонасу Дасслеру, 23-летнему (!!!) немцу с лицом сладкого мерзавца и скулами, о которые можно порезать ладони. Мы не советуем смотреть "Золотую перчатку" людям со слабыми нервами.

После немцев необходимо было дышать глубже, поэтому мы пошли на Потемкинскую лестницу ради наиболее массового и наиболее ожидаемого события кинофестиваля – киноперформанса под открытым небом. В этом году организаторы решили продемонстрировать немую черно-белую классику "Козаки" 1928 года, созданную на голливудской киностудии "Metro-Goldwyn-Mayer". С целью съемок фильма было создано украинское село, привезены более 100 козаков для массовых сцен. Для создания обновленного саундтрека был приглашен композитор Роберт Исраэль, который специализируется на музыкальном сопровождении немых лент. Дирижер отметил, что при создании музыки вдохновлялся украинскими народными песнями, произведениями Чайковского, Лысенко и Стеценко. На этот раз к оркестру присоединился еще и хор. Знакомые музыкальные мотивы, чистый юмор, тысячи людей под звездным небом – что могло стать более удачным завершением такого противоречивого кинодня!

Кадр из фильма "Козаки" / Фото: ОМКФ

Все новости Одессы читайте на Depo.Одесса

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme