Интеркультурная стратегия Одессы: Парадоксы презентации и перспективы "освоения"
В Одессе прошла презентация "Интеркультурной стратегии", которую так и не обнародовали. Учитывая тот факт, что на грядущей сессии городского совета, которая состоится уже 9 февраля, на развитие культуры и на реализацию Стратегии планируют выделить почти 135 миллионов гривен, документ должен быть очень интересным
В Одессе представили "Интеркультурную стратегию", не обнародовав ее. Во время презентации оклеветали журналистов и в то же время выдали "самую страшную тайну мэрии". Как будут пилить деньги на реализации Стратегии и на культуре в целом можно понять, проанализировав затраты в процессе создания Стратегии. Что известно о документе и как он создавался – рассказывает Depo.Одесса.
Вскоре в Одесском городском совете пройдет сессия. На развитие культуры в течение 2022-2024 годов планируют выделить более 135 миллионов гривен, согласно уже опубликованному проекту решения городского совета по принятию соответствующей целевой программы. В частности, на внедрение интеркультурной модели в Одессе планируется потратить 975 тысяч гривен. А на разработку интеркультурной стратегии, согласно предварительной целевой программе, должны были потратить почти два миллиона. Все это очень интересно, учитывая тот факт, что текст Стратегии "всем подряд" не показывают. Он не опубликован.
На одном из YouTube-каналов городского совета можно посмотреть презентацию Стратегии. Глава Департамента культуры и туризма Одесского городского совета Татьяна Маркова семь с половиной минут презентовала стратегию.
Два парадокса одной презентации
Проговорив о Стратегии больше семи минут, Татьяна Маркова почти ничего не сказала о содержании документа. Она объяснила, зачем он нужен, сравнила Одессу с Парижем, рассказала, как хвалит лучшие практики одесских чиновников Совет Европы, заявила, что не все города, которые обязались разработать интеркультурные стратегии, смогли это сделать. Закончила Татьяна Маркова тем, что текст Стратегии направили в различные подразделения городского совета и порекомендовала чиновникам придерживаться его. Однако на сайте горсовета нет текста документа и о его содержании практически ничего не известно.
На этом "чудеса" презентации не закончились. Татьяна Маркова заявила, что Совет Европы обвинил одесских журналистов в публикации недостоверных сведений о работе городского совета и непубликации положительных материалов о достижениях горсовета. Правда, в ответ на запрос издания "Избирком" департамент не смог предоставить ссылку на такие заявления Совета Европы. "Избирком" получил ссылку на оценку интеркультурного индекса города Одессы еще за 2018 год, и больше ничего.
Обращает на себя внимание то, что, говоря о работе СМИ, Маркова употребляла лишь один термин – "раскрывают". "СМИ раскрывают не очень проверенную, пристрастную информацию и не раскрывают очень качественную информацию о том, что проводит городской совет", — сказала она. Учитывая то, как относится городской совет к прозрачности и открытости – журналистам в своей работе нужно чиновников постоянно обличать. Даже с публикацией распоряжений мэра горсовет не справляется – в частности мэрия "забыла" опубликовать более 60% распоряжений Труханова.
Что известно об Интеркультурной стратегии Одессы
Поискав информацию на сайте горсовета, можно узнать, что разработка Стратегии – часть целевой программы развития культуры. В целевой программе развития культуры в 2019-2021 годах есть пункт "Одесса – интеркультурная гавань Украины. Имплементация интеркультурной модели в г. Одесса".
Согласно документу, чиновники на протяжении последних трех лет организовывали встречи, разрабатывали и заказывали печатную продукцию для освещения своей деятельности, разрабатывали и изготавливали сувенирную продукцию, чтобы популяризировать интеркультурность, снимали по одному видеоролику в год, проводили тренинги и семинары для населения города. Очень интересно было бы узнать, кто, кроме самих чиновников, об этом знал.
Если вбить в поиске на сайте городского совета фразу "Одесса – интеркультурная гавань Украины", можно увидеть "бурную деятельность" чиновников. Одна информационная страница и четыре новости.
"Одесской мэрией разработан раздел "Одесса – интеркультурная гавань Украины. Имплементация интеркультурной модели г. Одессы", который стал составной частью Городской программы развития культуры в г. Одессе на 2019-2021 годы. В настоящее время разрабатывается Интеркультурная стратегия г. Одессы", – говорится на информационной странице. Ссылки на раздел, или указания, где его искать и вообще объяснения о разделе чего именно идет речь – нет.
Что касается новостей, то одна из них – подборка фотографий Одессы, еще одна – об издании календарей на год, остальное – о встрече Труханова и о получении гранта. На что потратили грант, кстати, тоже ни слова.
Намеки на будущее – в прошлом
Чтобы понять, как будут тратить деньги в будущем, стоит посмотреть, как это делалось в прошлые годы. Ведь никаких оснований для того, чтобы одесские чиновники кардинально изменили свои повадки, нет.
Как тратили деньги на интеркультурность, анализируя закупки Департамента. Согласно данным публичного модуля аналитики BI Prozorro, например, в 2019 году заказали услуги по мониторингу текущего состояния интеркультурного развития. Стоили услуги 100 тысяч гривен.
Частный предприниматель обязался проанализировать законодательство об интеркультурности, предоставить выводы по интеркультурному индексу города, результаты теста на ІСС Гражданство, состояние миграционных процессов и провести SWOT-анализ работы с интеркультурным индексом города.
Интересно, как чиновники нашли исполнителя для этих работ без конкурса. Ведь на момент заключения договора с ФЛП Голынским Вячеславом Ростиславовичем, последний был зарегистрирован как предприниматель меньше года. А до этого, согласно декларации, он служил в армии. Выходит, что лучше всего в интеркультурности разбираются военнослужащие. В частности, помощник командира, начальник финансово-экономической службы воинской части.
Все. что известно об этом специалисте – то, что он судился с воинской частью за выплату компенсации, был оштрафован за пьяное вождение и за совершение ДТП.
Ранее также сообщалось, как участников одесского мероприятия по инвест-туризму поселил в хостел новорожденный предприниматель. Заключенный договор не был опубликован, никакой информации о том, когда состоялось мероприятие, скольких участников размещал предприниматель и по какой цене, не было. Отдельная история – как Одесса "привлекает туристов", размещая в городах побратимах двухметровые якоря.
Департамент культуры и туризма действительно заказывает много недешевой сувенирной продукции, что и обещано в программе развития культуры. Правда, куда эта сувенирная исчезает и как выглядит вообще – никто не знает. Очень трудно не связывать между собой два факта – секретность распространения сувенирной продукции, заказанной департаментом, и наличие у руководительницы Департамента слишком дорогих брендовых вещей. Брендовые вещи госпожа Маркова не декларирует, а вот элитный автомобиль "Ягуар" действительно имеет.
Согласно закупкам, в Одессе проводятся мероприятия, снимаются гостиницы и хостелы для их участников. Однако никакой информации об этих мероприятиях, об участниках и о том, почему департамент культуры приглашает участников из других городов – нет. Эту кропотливую работу департамента журналистам, очевидно, еще разоблачать и разоблачать, как говорит Маркова.
Очевидным в данной ситуации является только то, что Департамент культуры и туризма не станет вдруг прозрачным и открытым, не станет тратить деньги одесситов понятнее, чем сейчас. Для этого нет никаких причин. Поэтому и третий миллион на интеркультурность уйдет, скорее всего, из бюджета в каком-то "мутном" направлении.
Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Одесса