Как в Одессе создавалась лучшая станция скорой помощи в Европе
После запуска работы в начале прошлого столетия одесская станция скорой помощи была признана лучшей в Европе
Основатель станции граф Михаил Толстой перенял венский опыт и максимально усовершенствовал его. Что из этого получилось, узнавал корреспондент Depo.Одесса.
Европейский опыт пригодился
Первая станция скорой помощи была создана в Вене. Произошло это в 1881 году. Потом такая же станция появилась в Берлине, потом в Лондоне. За 10 лет станцию открыли в Польше. Немного погодя полезный примеру последовали такие города как Одесса, Киев, Лодзь, Вильно и Рига.
В Одессе строительство станции началось в 1901 году в Валиховському переулке, 10. Там станция расположена и до сих пор. Открыта она была в мае 1903 года. Инициатором ее создания выступил известный одесский меценат граф Михаил Толстой. Его семья пожертвовала на организацию работы станции 100 тысяч золотых рублей. За эти деньги было закуплено необходимое оборудование, санитарные кареты и организована работа станции. Содержание вновь созданной организации стоило семье мецената 30 тысяч золотых рублей ежегодно.
Идея создать станцию скорой помощи пришла в голову графа после того, как он побывал на аналогичной станции в Вене. Тогда его родному брату Константину, который постоянно болел, была необходима скорая помощь врача. Михаил Толстой понял, что своевременная медицинская помощь спасет не одну жизнь. Увиденное в Вене он перенес в Одессу, но получилось у него все намного лучше.
Через несколько лет после начала строительства комплекс станции состоял из двух зданий и гаражей для санитарных карет.
Пароконные кареты Толстой заказывал в Вене. Оснащены они были по последнему слову техники и полностью отвечали всем тогдашним требованиям. Всего за 15-20 минут они доставляли команду медперсонала, в которую входили врач и два санитара, к месту вызова.
Помощь и в приютах, и на чердаках
С первых дней существования станция работала как медицинское учреждение. В ее помещениях организовывались временные стационары для тяжелобольных и пострадавших. Там продолжали оказывать помощь людям, которая была начата бригадой "скорой". Также при станции существовал амбуланс (так раньше назывался перевязочный пункт или амбулатория, - Ред.). Туда больные добирались самостоятельно или доставлялись попутным транспортом.
В рекламе, которая была выпущена к открытию станции скорой помощи, граф Толстой изложил для одесситов основные принципы работы уникального медицинского учреждения. "Станция оказывает первичную медицинскую помощь днем и ночью в несчастных случаях и при внезапных заболеваниях, происшедших на улицах, площадях, фабриках и заводах, театрах, цирках, ресторанах, гостиницах, училищах, казенных и частных конторах, на вокзалах железных дорог, пароходных пристанях, ночлежных приютах, магазинах, местах общественных гуляний, а также в случаях, произошедших в кладовках, на лестницах и чердаках домов и в случаях, когда потерпевший не дома был временно перенесен в частную (чужую) квартиру. Врачи скорой помощи выезжают на частные квартиры в случаях, которые угрожают жизни," – говорилось в документе.
В последнем пункте этих правил Толстой отметил, что за оказанную помощь станция никакой платы не взимает, невзирая на степень состоятельности пострадавшего: "Станция скорой помощи просит не утруждать врачей напрасным предложением гонорара, которого они ни в коем случае принять не могут. Санитары и кучера за принятие подачек освобождаются немедленно со службы".
Для того, чтобы работники "скорой" не брали денег с пациентов, граф Толстой им хорошо платил, и назвать этих людей бедными никак нельзя. Они считались людьми с неплохими доходами: врач получал около 40 рублей в месяц, а кучер - 20. Чтобы лучше понять, насколько это большие состояния, стоит отметить, что, например, буханка белого хлеба (400 г) тогда стоил 7 копеек, пальто можно было купить за 15 рублей, а яловые сапоги – 5.
Карета "скорой" выезжала днем по 20-30 секунд по вызову, а ночью — через 1-2 минуты. На станции работало семь постоянных врачей и двое запасных. Дежурство было круглосуточным. Днем работало две бригады, ночью – одна.
Особенно обсуждались в правилах те случаи, в которых "скорая" не выезжала: к пьяным, поскольку они не получили серьезных повреждений; психически больных; на частные квартиры; в места, находящиеся вне района действия станции.
Очень четко разъяснялось и то, как следует вести себя человеку, что вызывает "скорую". Ведь дело это была достаточно новой, и потом человек мог находиться, говоря современным языком, в состоянии стресса и сказать что-то лишнее или о чем-то забыть. "Тот, кто вызывает скорую, не отнимая трубки от уха, отвечает на все вопросы врача: что случилось, улица, номер дома, номер квартиры, кто сообщает - и ждет ответ врача станции "едем" или "не едем"," – говорилось в правилах.
Следует отметить, что карета не выезжала, если тот, кто вызвал скорую, ограничивался сообщением адреса и, не получив ответа, бросал трубку.
С тех пор мало что изменилось. Так же надо четко и без бубнявіння указать необходимую информацию и не отходить от телефона до тех пор, пока диспетчер не положит трубку. Изменилось разве что город: больше пробок на дорогах, огражденных территорий, куда не может проехать "скорая", и водители-хамы, не пропускают карету, которая мчится на вызов с включенной сиреной. Да и состояние нынешних медиков не такие большие, как у их бывших коллег.
Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Одесса