Транспортная Одесса: Повышение тарифа, маршрутки-"скотовозы" и первый "белорус"

Общественным транспортом в Одессе пользуется каждый: и местные жители, и гости города, однако проблем в этой сфере множество и их не всегда спешат решать

Олеся Калайтович

Сфера общественного транспорта традиционно считается одной из важнейших - это во многом показатель развития города. 2017 год для Одессы на этом фронте был неоднозначным - есть и громкие провалы, и успехи. Какие именно, разбирался Depo.Одесса.

Котовского и Таирова так и не соединили

Главным разочарованием года стали вопросы транспортной развязки на Пересыпи - подрядчики находят все новые и новые камни преткновения, смета растет, как на дрожжах, а работы все никак не заканчиваются. Разумеется, все это вызывает нарекания водителей, томящихся в часовых пробках. Срок сдачи Пересыпской развязки неоднократно переносился, и все-таки чиновники уверяли - до Нового года откроем, а трамвай от поселка Котовского до 11-й станции Люстдорфской дороги "кровь из носу", но поедет.

Работы возле Пересыпского моста продолжались несколько месяцев

Фото: Пассажирский транспорт

2017 закончился, а обещанного нет. Интересно, что задержка связана как раз не с трамвайным хозяйством - спуск Маринеско по улице Атамана Головатого как раз соединили, а на Новощепном ряду даже начали огораживать трамвайную линию турникетами.

Возле трамвайных путей на Новощепном ряду установили ограждения

Фото: Facebook/КП "СМЭП"

Запаздывают дорожники, которые никак не могут закончить улицу Преображенскую, причем работы ведутся крайне вяло, а порой вообще не ведутся.

Масштабные строительные работы в центральной части города далеки от своего завершения

Фото: Depo.Одесса

7 гривен за скотскую поездку

Не менее серьезно возмутило людей и предполагаемое подорожание проезда в маршрутках. До конца года тариф в 7 гривен не поднимется, однако этот вопрос решен - в департаменте транспорта уже подали экономическое обоснование, при этом чиновники не скрывают - кроме повышения расходов одесситам ничего не светит.

"Мы должны признать, что тариф в 7 гривен не изменит качества перевозок", - заявил на одном из аппаратных совещаний директор департамента транспорта, связи и организации дорожного движения Александр Илько. Таким образом, как и при предыдущем повышении с 3,5 грн до 5 грн, речь идет о так называемом тарифе выживания, который призван спасти перевозчиков от краха. При этом сами транспортники яростно дерутся за маршруты.

Так, грандиозным скандалом сопровождался конкурс за право обслуживать автобусный маршрут №9. Действующий на тот момент перевозчик, "АТП 15106", пользуясь лазейками в законодательстве, сумел в очередной раз выиграть конкурс, подвинув КП "Одесгорэлектротранс". Последнее, в свою очередь, предложило создать сводный график движения автобусов и троллейбусов (два маршрута полностью дублируют друг друга), однако оказались не при делах. Коммунальщики не смирились, подали в суд и выиграли в первой инстанции. Это позволило им стать временным перевозчиком на маршруте №9.

На девятом маршруте определился временный перевозчик

Фото: Думская

"Когда перевозчики говорят об убыточности и готовности уйти из бизнеса, они, мягко говоря, лукавят, - говорит транспортный эксперт Анатолий Тофан. - Большинство подвижного состава компаний, обслуживающих маршруты, составляют привлеченные машины. То есть эдакий частник со своим автобусом нанимается в фирму, платит за право работать на данном маршруте определенную сумму и работает. ГСМ, ремонт автобуса - это его личные проблемы, которые он решает из своего кошелька. Таким образом, перевозчик, в любом случае, получает свое, а качество обслуживания его не беспокоит - в случае чего все "шишки" упадут или на водителя, или на департамент транспорта, а ему останется только договор".

Он отметил, что тариф в 7 гривен даст дополнительные доходы компаниям, немного облегчит жизнь водителям и разозлит пассажиров. Впрочем, люди, как всегда, сначала будут возмущаться, а потом успокоятся. А возить людей будут все те же "скотовозы", только уже не за 5 гривен, а за 7.

Муниципальный перевозчик

Периодически в чиновничьих и депутатских кругах начинают робко говорить о создании муниципального автобусного перевозчика, который бы смог вытеснить частников, однако все упирается в деньги и коррупционные схемы - существующее положение вещей устраивает очень многих во властных кабинетах. Возможно, ситуация изменится, если мэрия Стамбула таки выполнит свое обещание и поставит в Одессу обещанные 30 больших автобусов.

Фото: m43.narod.ru

Это позволит КП "Одесгорэлектротранс" выйти на целый ряд маршрутов, в первую очередь, дублированных с троллейбусными, и вытеснить частников с их изношенным и устаревшим подвижным составом. Однако пока что стамбульские автобусы остаются в виртуальном статусе.

Электротранспорт на улицах Одессы

Только под конец года развиртуализировались белорусские троллейбусы, которые КП "Одесгорэлектротранс" за 8 миллионов евро, выделенных в виде кредита Европейским банком реконструкции и развития, приобрел у концерна "Белкоммунмаш" (Республика Беларусь). Еще весной директор КП Дмитрий Жеман уверял, что 47 БКМ-321 прибудут в Одессу в этом году, однако с каждым месяцем прогнозы ухудшались, и уже осенью в мэрии говорили о пяти машинах до конца года. В конце концов, пришла только одна, а следующие четыре ожидаем в январе. Впрочем, здесь проблем не ожидается, поскольку "Белкоммунмаш" считается надежным партнером, а все нюансы договора контролируют специалисты ЕБРР.

Первый белорусский троллейбус уже в Одессе

Фото: КП "ОМЕТ"

Также Одесса недополучила обещанного "Одессагорэлектротрансом" количества трамваев - вместо 11 в вагоноремонтных мастерских собрали 6. Причина объясняется задержками в поставках кузовов. Сегодня, судя по фотографиям, которые публикуются пресс-службой предприятия, весь бокс буквально забит этими кузовами, так что на ближайшие полгода работы у местных умельцев хватит, и перебои в поставках уже не страшны.

Мастерские коммунальщиков забиты корпусами трамваев

ФОТО: КП "ОМЕТ"

А вот первый кузов с переменным током производства того же "Белкоммунмаша" до Одессы так и не доехал, и финансирование перенесли уже на следующий год.

Ну и, традиционно, в Одессе говорят про электробусы, однако, судя по аккуратным высказываниям Дмитрия Жемана, будет хорошо, если хотя бы одна машина доберется до Южной Пальмиры в 2018 году - коммунальщики обещают сразу после праздников выйти на тендеры, чтобы успеть реализовать длительную процедуру.

Таким образом, подводя итоги года для сферы общественного транспорта, можем сделать несколько выводов. Во-первых, несмотря на срывы сроков, подвижной состав трамвайного и троллейбусного парков системно обновляется, и нет сомнений в том, что качество перевозок будет расти пропорционально. Во-вторых, проблема автобусного автопарка не решена - маршрутки по-прежнему не оборудованы системой GPS, график их работы является достаточно условным, а качество и состояние подвижного состава откровенно настораживают. И, что самое печальное - решения этой проблемы пока нет.

Фото на главной: odessa-life.od.ua

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Одесса