"Скотовозы" по евроценам: В Одессе подняли плату за проезд, но улучшений не обещают
С 15 января сразу на 40% повышается стоимость проезда в одесских маршрутках
В карман одесситов снова заглянули. На этот раз перевозчики. Если раньше в мэрии увеличили квартплату и вернули плату за проживание в аварийном жилье, то теперь подорожает и стоимость проезда в маршрутках – с 5 до 7 гривен. Это не первое подорожание за последние годы. Но очень существенное для бедных одесситов. Ведь для каждого одессита это в среднем дополнительно еще 150 гривен на проезд за месяц. Depo.Одесса разбиралось, что привело к порожанию проезда и какова вообще ситуация с общественным автотранспортом в Одессе.
Странная математика
Расчет повышения выглядит своеобразно. Перевозчики насчитали, что на самом деле одесситы должны платить почти по 9 гривен за проезд. Причем такие данные только объявляют на брифингах, но ни одного документа не предоставили одесситам для оценки. Журналисты "ИзбирКома" обратились еще в прошлом году ко всем перевозчикам по расчетам, но ответ получили только от КП "Одесгорэктротранс", который обслуживает четыре маршрута: №№190, 191, 237 и 233. Самой дорогой стоимость перевозки одного пассажира является в 191-й маршрутке - 9,118 грн. Немного дешевле получается перевозить в 233-й - 8,958 грн. Затратной является и 190-я маршрутка, которая возит пассажиров к железнодорожному вокзалу, однако при этом далеко не самая рентабельная, - 8,203 грн. Самый дешевый - маршрут №237 (Железнодорожный вокзал - Агрономическая) - 6,082 грн.
В калькуляции, проведенной при участии научно-производственного центра "Экономинформ", указано, что дизтопливо обходится перевозчикам в 18,62 грн. за литр, моторные масла - в 173,33 грн. за литр, специальные масла - в 208,33 грн. за литр, трансмиссионные масла - в 143,33 грн. за литр, а пластические масла - в 343,33 грн. за литр. Также маршруткам нужно менять по шесть шин на каждые 70 тыс. км пробега, тогда как стоимость одной автошины (без НДС) составляет 4492 грн. Зарплата водителя рассчитана в размере 32,54 грн. за час.
В документах указано, что 191-я маршрутка за год перевозит более 4 200 030 пассажиров, 190-а - 2 824 899 пассажиров, 233-я - 632 835 пассажиров, а 237-а - 209 646 пассажиров.
Издание добавило, что мэрия отказалась предоставлять информацию с расчетом стоимости проезда на общественном транспорте. Заметим, что все расценки, приведенные в примере, были действующими еще летом 2017 года.
Привлекает внимание, что перевозчики указали такие дорогие шины и масла, потому что большинство одесситов закупает намного дешевле, а количество пассажиров в транспорте не знает никто. Поэтому можно было указать как вдвое больше, так и втрое меньше показатели. Без валидаторов и GPS даже невозможно точно сказать, сколько маршруток выходит на линии, а сколько привлекают "со стороны". Такие машины часто ночуют во дворах, они нигде не зарегистрированы, как следует не обслуживаются и не отвечают никаким техническим требованиям.
Перевозчики увидели резкий скачок топлива
Таким образом, называя цифру в 9 гривен, а не в 7, у одесситов пытаются создать впечатление, что плата за проезд занижена. То есть горожанам это и благо создают, заглядывая в карман не так глубоко.
Директор научно-производственного центра "Экономинформ" Георгий Хаскин, который традиционно готовит тарифы по всем перевозчикам с советских времен и владеет "формулой расчета", единственный в области сообщил, что по расчетам самих перевозчиков, реальный тариф значительно превышает 8 гривен, мол, даже 7 гривен новая цена - компромисс и "щедрость" с их стороны.
"Перевозчики имеют право рассматривать повышение тарифа при росте цен на топливо и расходные материалы на 10%, но в наших расчетах цифра выросла на 60%. Также минимальная зарплата выросла втрое, но тариф не изменился", - заявил эксперт.
При этом, когда его попросили показать расчеты, то он предложил написать запросы транспортным предприятиям, мол, повышали они, к ним и идите. Как отвечают на такие запросы перевозчики, известно: им проще судиться со СМИ, чем предоставить информацию.
Но самое главное, в городском департаменте транспорта уверяют, что повышение тарифов на проезд в маршрутках не приведет к тому, что людей перестанут возить в "скотовозах", но позволит вернуть на линии водителей-маршрутчиков. "Сейчас низкая цена привела к дефициту водителей. В итоге, из 1115 маршруток на линии выходят 800, в лучшем случае", - пояснил директор департамента транспорта, связи и организации дорожного движения Александр Илько.
Он также отметил, что повышение тарифа на проезд в маршрутных автобусах не зависит от городской власти и призван не допустить обвала автобусных перевозок в Одессе. Его слова на странице в "Фейсбук" опроверг эксперт Петр Обухов. "В Одессе повышают цены на маршрутки с 5 грн. до 7 грн. Это + 40%. В предыдущий раз повышение было 15 марта 2015 года до 5 грн. Решил посмотреть, как менялись цены на топливо с тех пор. Дизель вырос с 22 до 27 грн, т. е. + 23%. Доллар - с 22 грн. до 28 грн. То есть + 27%. Конечно никто нам не покажет реальные расчеты и реальный пассажиропоток. Поэтому судить о том, адекватно ли это повышение, очень непросто - одних только цифр роста стоимости топлива недостаточно. Возможно мы получим эти данные после введения единого электронного билета", - написал он.
По мнению Обухова, мэрия должна наступить на горло маршруточникам и тихонько отдельными маршрутами заменять маршрутки на большие автобусы или даже троллейбусы, чтобы за несколько лет маршрутки совсем выжить из одесских улиц.
Улучшения не будет
Уже 10 лет во время повышения платы за проезд одесситам обещают улучшить условия проезда. Сейчас Георгий Хаскин уже не обещал новые автобусы. А вот Александр Илько традиционно пообещал GPS-трекеры на маршрутках и электронный билет, а также увеличить количество троллейбусов.
"На 2018 год запланировано внедрение системы электронного билета в электротранспорте и оснащение GPS-датчиками всего автобусного подвижного состава, оптимизация маршрутной сети. Все должны понимать, что ни один город за раз не может заменить частные автобусы своими или электротранспортом. Это нужно делать комплексно. В противном случае, мы можем получить массовый отказ перевозчиков обслуживать маршруты. Уже сегодня выход на линию составляет около 60% ", - отметил чиновник.
Между тем, ни один перевозчик сейчас в Одессе даже не закупает все необходимые автобусы на линии, а выигрывают конкурсы на перевозку пассажиров они лишь потому, что фактически между ними нет конкуренции, а также благодаря дискриминационным нормам. Например, "старый перевозчик" получает 11 дополнительных баллов на конкурсе, поэтому у новичка нет шансов. Примером тому является борьба за девятый автобусный маршрут, когда старый перевозчик, предлагающий худшие условия, чем другой, одержал победу на конкурсе только благодаря этим баллам.
Вместо предприятий - глобальная мафия
Фактически сейчас большинство маршрутов Одессы принадлежит одному предприятию – "Югрансу", но после ввода электронного билета все перевозчики будут зависеть от единого оператора, то есть частника, который выиграет конкурс на это нововведение. Еще ни в одном городе Украины, кроме Одессы, не додумались вводить электронный билет через частного оператора, а взяли кредиты от ЕБРР. А в Одессе, скорее всего, право на реализацию проекта получит "свой" оператор.
Так, например, таким претендентом является ООО "Герц". Фирма уже десятки лет является стратегическим партнером мэров и имеет много личной информации одесситов, поскольку через них проходит большинство коммунальных платежей города. Отныне монополист, который получает сотни миллионов от одесситов, станет еще богаче, потому что если выиграет конкурс, то будет получать 10% всей выручки от проезда в транспорте, как коммунальном, так и в частном. А за это оператор должен установить на все машины необходимое оборудование.
При этом, по подсчетам мэрии, услугами общественного транспорта города ежегодно пользуется около 220 миллионов людей. Больше всего в Одессе автобусов - 1171, троллейбусов и трамваев на порядок меньше - 88 и 145 штук соответственно. Даже если взять стоимость проезда в 3 гривны (плата за проезд в троллейбусах и трамваях на данный момент, в маршрутках стоимость больше в 2,3 раза), то в год это около 660 миллионов гривен на билетах, из которых 10%, а именно 66 миллионов гривен, пойдет в карман инвестора.
Поскольку "Герц" уже активно принимает участие в заседании комиссий по внедрению электронного билета, то стоит вспомнить, кто за ним стоит. Согласно аналитической системой YouControl, среди учредителей значится предприятие с иностранными инвестициями в виде ООО "Аверс", Дмитрий Никитин, Геннадий Беседовський и Константин Ткач.
По данным сайта "Нет коррупции", ООО "Аверс" также входит в состав учредителей еще десятка компаний, среди которых – дочернее предприятие "Транс океан тур". Компания, в свою очередь, была одним из основателей одесского "Соцкомбанка", среди учредителей которого – известный в городе бизнесмен Владимир Галантерник, бизнес-партнер мэра Одессы Геннадия Труханова. Через этот банк проходили все платежи строительной компании "Прогресбуд". Сейчас основной строительной компанией бизнесмена называется "Будова".
Если принять во внимание то, что фирма-победитель должна иметь уже на начало конкурса сервисный центр в Одессе, то становится понятным, что конкурс писался под одесситов, которые уже работают. То есть, скорее всего, под тот самый "Герц". Таким образом, уже в этом году одесситы будут платить больше, возить их будут те же самые "скотовозы", а зарабатывать будут партнеры мэра.
Ну и напоследок – несколько фотографий "замечательных" маршруток, которыми делятся в соцсетях одесситы.
А вот такой фотографией из одесской маршрутки поделился в сообществе "Вся Одесса" Александр Серебрянский.
Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Одесса