Дневник ОМКФ-2019: Какие сюрпризы подготовил экватор кинофеста

Во вторник, 16 июля, во время экватора Одесского кинофеста, нас ждали две конкурсные ленты: громкая Гала-премьера и фильм-сюрприз, на который мало кто захотел идти, но мы пошли

Дневник ОМКФ-2019: Какие сюрпризы подгот…

Стартовали вторничные кинопросмотры с "Приюта", ленты афганского режиссера и сценаристики из Кабула. Хорошо знакомый ей город показывается во времена конца 1980-х, когда у власти был Советский Союз и воинские части еще находились на территории Афганистана. Бездомный парень спекулирует на рынке билетами в контеатр и продает по 10 рупий самодельные брелоки, чтобы себя прокормить. Он попадает в руки солдат, а впоследствии – в советский детдом. Почти весь хронометраж фильма проходит в окружении хорошо знакомых нам атрибутов любого интерната – главный по комнате, который "шмонает" всех новеньких, колода карт с обнаженными женщинами под грязным матрасом, некачественная пища и ранние подъемы под звуки горна. Событием становится поездка части приюта в Москву, где подростки видят совсем другой мир.

Кадр из фильма "Приют" / Фото: ОМКФ

Фильм звезд с неба не хватает, однако кое-где очень трогательный. Заметно, что лента очень личная для режиссера ("Приют" – вторая часть запланированной пенталогии, пяти лент по автобиографии, которая ранее не была обнародована). Все решает последняя сцена, когда в приют приходят моджахеды. Финал будто красивый и оптимистичный, однако нам остается только догадываться, что произошло потом с героями фильма.

Следующей конкурсной загадкой стала комедия Квентина Дюпье "На посту!" (Франция). Вообще-то кинофестиваль имеет слабость к его лентам: в 2010 абсурдистский трэш "Шина" наделал немало шума, в 2015 фестиваль открывала его же достаточно страшная "Реальность", в этом году у Дюпье аж два фильма в Одессе – "Оленья кожа" в рамках секции Гала-премьер и "На посту!" в международном конкурсе. Признаемся, зная о любви зрителя к комедиям, были опасения, что этот фильм может взять Гран-при. После просмотра можно констатировать – вряд ли. Тот же абсурд, но уже в условиях полицейского участка на длинном-длинном ночном допросе. Много диалогов, сюжет, который ломает однослойность и линейность восприятия, сатира на самодурство и непрофессиональность – понятно, что это все паноптикум. Да, смотреть можно, но не в рамках конкурса.

Кадр из фильма "На посту" / Фото: ОМКФ

Многие обшли вниманием следующую ленту – "Порок надежды", которую очень "камерно" показали в Красном зале кинотеатра "Родина". А зря.

Недалеко от Неаполя есть городок Кастель Вольтурно, очаг незаконной проституции и торговли детьми. Это - единственная жизнь, которую видит и знает Мария – подросток, перевозящая беременных женщин через реку, чтобы те родили и отдали своего ребенка за деньги.

Кадр из фильма "Порок надежды" / Фото: ОМКФ

Этим бизнесом владеет тетя Марии – безжалостная пожилая женщина на героине. Зрителю не дают никаких входных данных, как Мария попала в этот бизнес и сколько она в нем уже работает. Но физическая неспособность иметь своих детей делает ее идеальной "машиной", которая без лишних эмоций и страхов просто делает свою работу. Все стабильно, пока из рабства не бежит одна из беременных женщин, которая хочет оставить ребенка себе (хотя деньги за него уже получены), а Мария замечает, что и сама беременна. Эта беременность представлена очевидными намеками на Деву Марию, поскольку экранная Мария говорит, что отца нет. Она знает, что ребенок – это дар, который каждый захочет взять. Эта новая жизнь является ценным товаром, и тетя Мари сделает все необходимое, чтобы убедиться, что она будет достаточно здоровой для продажи. Мария в конечном итоге убежит только ради того, чтобы найти себя без каких-либо вариантов, кроме того, чтобы вернуться. От начала и до конца жизнь этого ребенка становится уроком для его матери: он может стать тем, кто пробудит ее к выбору, который она может сделать, несмотря на прошлую трагедию и теперешнее окружение. Всегда есть возможность быть лучше и делать лучшее, но иногда нужно дать знак, чтобы человек принял эту истину.

В завершение кинодня зрителям показали документалку "Untouchable" про скандального продюсера и медиа-босса Харви Вайнштейна, в адрес которого два года назад начали поступать обвинения в сексуальных домогательствах. Обвинения набрали обороты, и вот уже весь Голливуд, а за ним и весь мир присоединился к движению MeToo, движению женщин, которые когда-то стали жертвами харрасмента.

Кадр из фильма "Untouchable" / Фото: ОМКФ

Документалка сделана в лучших традициях ВВС, однако нам немного не хватило баланса мнений. Интересно было бы посмотреть на то, какие доводы предоставили те, кто защищает человека, который одним своим словом мог разрушить человеческую судьбу.

Все новости Одессы читайте на Depo.Одесса

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme