Дневник ОМКФ-2019: Финальные кинопоказы и двойная победа последнего дня фестиваля

В субботу, 20 июля, киномарафон закончился – демонстрация лент продолжалась, а в перерывах зрители спорили, кто и какие награды возьмет. Явного лидера не было...

Дневник ОМКФ-2019: Финальные кинопоказы…
Фото: ОМКФ

Самым заметным фильмом, который демонстрировался в субботу, стал украинский "Черкассы U311". По сюжету, двое парней из украинского села вследствие различных обстоятельств оказываются на минном тральщике "Черкассы" во время событий на Майдане в 2014 году. В то время, как экипаж проходит обучение и откровенно бездельничает на корабле, постоянно нарушая дисциплину, Янукович бежит из Украины, а Крым захватывают "зеленые человечки". Начинается оккупация. "Черкассы" и много других кораблей заблокированы на озере Донузлав – выход в море к Одессе заблокирован. Украинские корабли сдаются один за одним, лишь экипаж "Черкасс" решил оказать сопротивление российским оккупантам и не сдаваться до последнего.

Кадр из фильма "Черкассы" / Фото: ОМКФ

Фильм является полнометражным дебютом режиссера Тимура Ященко, консультантом же выступал реальный командир "Черкасс" Юрий Федаш, а роли второстепенного плана сыграли моряки, которые в 2014-м несколько дней защищали свое судно.

Лента довольно ловко, без нажатия на болезненные места и манипуляций, изображает не только борьбу моряков, но и их повседневную жизнь. С матом, некачественной едой в тарелках, озорством и общим непрофессионализмом. Однако, когда враг подходит вплотную, эти ребята вдруг становятся собранными, ловкими, уверенными в том, что они все делают правильно. И если первую часть ленты мы откровенно скучали, вторая часть с сценами захвата корабля заставила сжимать кулаки и стискивать зубы. Десять минут, пока на экране шли титры, зал стоя аплодировал. До последней строки на экране, до последнего звука.

Также в этот день показали фильм-закрытие "Бог существует, ее имя – Петруния", который своей темой лишь подтверждает феминистическое направление нынешнего кинофестиваля. Сюжет ленты основан на реальных событиях. В Штипе, городке в Северной Македонии, ежегодно в январе местный священник бросает в реку деревянный крест, который затем ищут сотни мужчин. Благополучие и процветание будут тому, кто его найдет. На этот раз Петрунии каким-то образом удается попасть в воду и первой взять крест. Ее соперники обезумели – как женщина могла принять участие в их обряде? Это запрещено традицией! Девушку чуть ли не линчуют, однако она твердо стоит на своем, апеллируя к тому, что никакой закон она не нарушила.

Кадр из фильма "Бог существует, ее имя – Петруния" / Фото: ОМКФ

Петруния – образ собирательный: она – историк с красным дипломом по специальности, временно без работы (но браться за любую не хочет), не модельной внешности, не красавица, все детство в конфликте с матерью, которая обесценивает дочь и не дает ей никакой поддержки и любви. Острая на язык и со своей обоснованной точкой зрения на все – в Средневековье таких сжигали. А тут еще и крест, который она вытащила из воды. Однако мы не знаем, верующая ли Петруния, ведь на личные вопросы девушка не отвечает, и имеет на это право. Хотя о каком праве идет речь, когда в маленьком сообществе скорее закроют глаза на закон, чем на церковную традицию.

На протяжении всего фильма закрадывается опасение, не сломается ли девушка в конце концов от социального давления. Но нет – реальный прототип героини переехал в Лондон и до сих пор там живет. Без дискриминации, "оскорбления чувств верующих" и сексизма.

А тем временем в Оперном театре жюри уже вручало награды. В национальном конкурсе Лучшим полнометражным фильмом стал "Папа – мамин брат" (вообще не поняли, за что), а короткометражным – "Секрет, Девочка и Мальчик". "Дюка" за лучшую актерскую работу в Национальном конкурсе получила Ирма Витовская за роль в ленте "Мои мысли тихие" (вот здесь согласны). В категории "Лучшая режиссерская работа" победил Вадим Ильков за ленту "Папа – мамин брат". Зрители выбрали лучшим фильмом Национальной конкурсной программы "Мои мысли тихие" (реж. Антонио Лукич), который получил Приз зрительских симпатий.

В Международном конкурсе приз за лучшую актерскую работу взял Леван Гелбахиани за роль в ленте "А потом мы танцевали" (мы пророчили ему именно эту награду). Лучшим режиссером стал Алехандро Ландес за ленту "Монос" (которую мы не досмотрели до конца). Лучшим фильмом жюри назвало ленту "А потом мы танцевали" (тут мы были солидарны с жюри).

Но самое главное было впереди. Настоящей неожиданностью церемонии Закрытия Х юбилейного Одесского международного кинофестиваля стало вручение главной награды Одесского международного кинофестиваля – Гран-при. Главную награду юбилейного ОМКФ получили сразу две ленты – украинская "Домой" (реж. Нариман Алиев) и грузинская "А потом мы танцевали" (реж. Леван Акин). Сидя на фудкорте возле Музкомедии за два часа до награждения, мы пришли к выводу, что нас лично порадовала бы победа или "Домой", или "А потом мы танцевали". Получилось даже лучше! Эмоций и слез не сдерживали, ведь впервые за 10 лет украинская лента берет главный приз кинофестиваля.

Перечислив все ленты, которые смотрели, получилось число 35. И, немного уставшие, но полностью удовлетворенные, мы можем начинать мечтать про XI Одесский международный кинофестиваль, который состоится 10-18 июля 2020 года.
 

Все новости Одессы читайте на Depo.Одесса

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme