Дневник ОМКФ-2018: Последний день конкурсной программы принес новые впечатления

В пятницу, 20 июля, кинофестиваль завершил все свои главные программы, чтобы уже в субботу раздать награды и объявить победителя

Дневник ОМКФ-2018: Последний день конкур…

День начался не с международной конкурсной программы (ее я оставила на вечер), а с фильма, который демонстрировался в рамках израильской ретроспективы "Иди и живи".

Кадр из фильма "Иди и живи"

1984 год. Руководителями Израиля было принято твердое решение: эфиопским репатриантам, которые находятся на территории пустыни, будет предоставлен шанс на нормальную и полноценную жизнь. Но не на их исторической родине, а на Святой Земле. Операция позже получила название "Моисей". Одна из местных женщин, эфиопка-христианка, уже тяжело больная, решает спасти хотя бы своего любимого сына. Именно его она и посылает в дальний Эрец-Исраэль, однако сама вынуждена остаться в Эфиопии. Мальчика, вынужденного выдавать себя за иудея, забирает приемная семья выходцев из Туниса, и он становится полноценным членом иудейской общины по имени Шломо. Мальчик, которого мать воспитывала верующим христианином, полностью ощущает себя израильтянином, носителем замечательной французской культуры и законным выходцем из Туниса. Однако это вовсе не означает, что он забыл о своих корнях и о матери, которая предоставила ему этот шанс, фактически пожертвовав собственным счастьем. Шломо сталкивается с жестокостью и необоснованной дикостью расизма, когда цвет кожи играет ведущую роль в отношении к нему посторонних людей. Ассимиляция эфиопских евреев - это острая и очень редкая тема, поэтому фильм является настоящим сокровищем для тех, кто ранее не имел представления ни об этих временах, ни о людях, которые тогда страдали. "Иди и живи" нужно смотреть осмысленно, поскольку мимоходом затронутые сценаристом и режиссером проблемы является криком души людей, отброшенных современным миром на второй план.

Днем в Фестивальном дворце многие ожидали последней гала-премьеры этого кинофестиваля "Не волнуйся, он далеко не уйдет" независимого голландского режиссера Гаса ван Сента.

Кадр из фильма "Не волнуйся, он далеко не уйдет"

В центре сюжета - история алкоголика Джона Каллахана, который полжизни боролся со своей пагубной привычкой. Алкоголь сыграл с ним злую шутку - он попал в автокатастрофу, Джон оказался прикован к инвалидному креслу. Благодаря просьбе своей подруги Анны (Руни Мара), Джон все же решает бросить пить, постепенно учится жить в инвалидном кресле после автокатастрофы и неожиданно открывает в себе талант к рисованию карикатур, а потом становится известным и успешным художником. Признаться честно, я не большой любитель Хоакина Феникса, но две драмы с его участием, которые я увидела в этом году, заставили меня пересмотреть свою точку зрения. Американское независимое кино (назовем его так, несмотря на то, что режиссер - голландец) ценится на вес золота - очень живые характеры, отличная порция юмора (в большинстве своем черного), острая тема, которая при этом не заигрывает с жалостью зрителей. Фильм снят на основе биографии Джона Каллахана, и еще в 1990-х годах Гас ван Сент приглашал на главную роль Робина Уильямса (Боже, какая злая ирония!). Думаю, фильм был бы не хуже, если не лучше. Но в итоге имеем байопик, хорошо приправленный порцией юмора. Моя приятельница-психотерапевт после фильма вообще сказала, что это - лучшее (с профессиональной точки зрения), что она посмотрела за эту неделю.

Далее пришло время смотреть два последних фильма конкурсной программы. "Стикс", австро-немецкая драма, был показан на Берлинском кинофестивале и даже получил несколько наград.

Кадр из фильма "Стикс"

Рике - успешный врач, уверенная и хладнокровная. Желая исполнить свою давнюю мечту, она выходит в открытое море на паруснике и отправляется к дикому острову в Атлантическом океане. Ночью начинается шторм, женщина едва не погибает, но спасает и себя, и свою яхту, а на утро обнаруживает неподалеку тонущий траулер с беженцами на борту. Следуя инструкциям морского права, Рике вызывает спасателей на помощь, но служба береговой охраны не спешит спасать судно и категорически запрещает паруснику Рике приближаться к нему. Счет начинает идти на минуты... Признаться, я питаю слабость к "герметичным" фильмам, где декорации ограничиваются всего одним местом действия (в данном случае это парусник в открытом море), где нет никакой музыки и отвлекающего саунда (только плеск волн и хриплый голос в рации: "Не приближайтесь к тонущему судну. Это приказ. Подтвердите. Прием"), а первая часть фильма так вообще безмолвная, где весь фокус сосредотачивается только на одном герое и его внутренней борьбе. Любимая тема современных кинематографистов - женская - наслаивается на другую, уже вечную: либо выживаешь ты, либо выживают тебя.

Напоследок посмотрела "Дорогу грома", ради которого даже отменила поход на документальный фильм "Человеческий поток" Ай Вэйвэя. Просто с утра поползли слухи, что "Дорога грома" - наиболее вероятный претендент на получение Гран-При.

Кадр из фильма "Дорога грома"

Полицейский Джим Арно хоронит мать, прощание происходит не по плану. Эмоционально неустойчивый после церемонии Джим должен решать целый ряд проблем: что делать с плохим поведением дочери в школе, как быть с танцевальной школой, которая осталась после смерти матери, как пережить развод и добиться права на опеку над дочерью. Джим борется с вызовами, которые бросила ему судьба, пытаясь оставаться при этом оптимистом и надеяться на лучшее. Фильм Джима Каммингса, где он выступил и в роли режиссера, и в роли сценариста и сыграл главную роль, вышел с американским привкусом, но с совершенно нетипичным героем. Это не шутник или баловень судьбы, это человек, в роли которого мы все были хоть раз в жизни - ранимый, с проблемами и неурядицами, который, тем не менее, старается жить, а не существовать.

В этом году мне удалось посмотреть 11 из 12 конкурсных фильмов ("Перелетные птицы" и тема Колумбии, наркотиков и индейцев не заинтересовала) и могу сказать, что так много "четверок" я никогда еще не ставила. "Пятерка" у меня всегда одна, и в этом году она досталась ленте "Три с половиной". Не люблю раздавать призы и награды в номинациях, однако уверена, что своих Золотых Дюков получат "Стикс", "Девочка", "Дорога грома" и "Вулкан" (хотя мне он не очень понравился). А вот "Хрусталь", который мне немного больше пришелся по душе, останется без наград. Что же, ждать осталось недолго - уже в субботу вечером узнаем имена счастливчиков.

Фото: ОМКФ

Все новости Одессы читайте на Depo.Одесса

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme