Президент "Евротерминала" Павел Лисицин о проблемах зерновой логистики

"Ключевые проблемные точки зерновой логистики — нехватка локомотивов на железной дороге, простои автотранспорта в местах погрузки и выгрузки и недостаток флота на реке", — считает президент компании "Евротерминал"

Несмотря на незначительные колебания в динамике урожайности зерновых культур в Украине, начиная с 2013 года показатели не падали ниже 60 млн т в год. Пиковым был 2019 год, когда фермерам удалось собрать 75,1 млн т. Прошлый год, как для фермеров, так и экспортеров оказался не таким удачным: показатели сократились до 65,4 млн т.

Вместе с тем по данным Министерства сельского хозяйства США, в 2019-2020 маркетинговом году Украина вышла на второе место по экспорту зерновых в мире. "Чтобы каждый год перевозить такое большое количество груза, экспортеры и трейдеры используют все доступные виды перевозок", — отмечают в компании "Евротерминал".

Наибольшая доля груза приходится на железную дорогу. По итогам прошлого года через морские порты на экспорт было отправлено около 48 млн т зерновых. При этом по железной дороге за 2020 год было перевезено 35,2 млн т зерновых, что составляет более 70% от всего груза, идущего на экспорт. В самой структуре перевозок по железной дороге зерно занимает 12-15%. Зерновые перевозки по реке за прошлый год составили чуть более 3 млн т, остальное пришлось на автомобильный транспорт.

Какие же наиболее острые проблемы видит президент компании "Евротерминал" Павел Лисицин в перевозке зерновых грузов?

Железная дорога

  • Постоянная нехватка локомотивов и проблемы с инфраструктурой. Каждый год грузоотправители поднимают проблему дефицита тяги. 98% парка тепловозов и электровозов "Укрзализныци" устарели, а те единичные закупки, которые делает компания, глобально не решают проблему, — делится информацией "Евротерминал".

  • Низкая пропускная способность припортовых станций. Груз, идущий в порты на экспорт, часто простаивает на подходах к порту из-за невозможности станций его обработать. При максимальной пропускной способности припортовых станций 2 000 -2 100 вагонов, фактически обрабатывается чуть больше половины. Железнодорожная ветка, которую компания "Евротерминал" построила в этом году от станции "Одесса-Пересыпь" до "Сухого порта" частично сможет решить эту проблему в Одесском порту.

  • Большая оборачиваемость вагонов. Последние несколько лет оборот вагонов на железной дороге был около 9 суток. По итогу 2020 года "Укразализныце" удалось существенно улучшить этот показатель: оборот составил около 6,7 суток. "Но будет это исключением из правил или новой реальностью — покажет нынешний год", — говорят в компании "Евротерминал".

Автомобильный транспорт

  • Габаритно-весовой контроль. Несмотря на то, что Министерство инфраструктуры неоднократно заявляла об успехах и внедрениях новых технологий для взвешивания автомобилей в движении, остается открытым вопрос коррупции в органах "Укртрансбезопасности", из-за чего некоторые компании все еще перевозят грузы с нарушением весовых норм.

  • Простои автотранспорта в местах погрузки и выгрузки. Понимая эту ситуацию, компания "Евротерминал" построила площадку для большегрузного транспорта, которая вмещает в себя единовременно более 300 автомобилей.

Река

  • Дефицит флота и его качество. Нехватка флота на реках Украины оценивается приблизительно в 80-150 судов. Кроме того, даже тот флот, который имеется — в большей степени был завезен б/у из стран Европы, что ставит под сомнение его соответствие нормам, — делится информацией "Евротерминал".

  • Низкая конкурентность. Рынок речных перевозок в Украине ограничивается порядка пятью компаниями, которые имеют свой флот.

  • Дноуглубительные работы. За последние 25 лет протяженность судоходных путей в Украине сократилась почти вдвое. На некоторых участках Днепра глубина судоходных путей уменьшилась с 3,6 м до 2,5 м.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Одесса