Последний день ОМКФ: Фильмы пересмотрены, награды присуждены

В субботу, 21 июля, завершил свою работу Одесский международный кинофестиваль

Последний день ОМКФ: Фильмы пересмотрены…

В субботу, в последний день фестиваля, киноман чувствует себя гораздо более расслабленно, чем в течение недели - все конкурсные фильмы пересмотрены, жюри принимает решение, команда подсчитывает зрительские голоса, можно выдохнуть. Последний день успел подарить два кинопросмотры: это ленты "Когда падают деревья" Марыси Никитюк и документальная "Дельта" Александра Течинского, которая уже успела получить свой первый приз от жюри FIPRESSI.

На полнометражный дебют Никитюк я шла с опаской - она очень любит играть с потусторонними, мистическими темами, меня же от всего этого клонит в сон.

Кадр из фильма "Когда падают деревья"

Сюжет, если пересказывать в трех предложениях, получается донельзя смехотворный: подросток Лариса влюблена в местного бандита Шрама и умоляет его забрать ее в город. Однако парень едет без нее, Ларисе приходится выйти замуж за нелюбимого Ромку, а Шрам погибает в очередной перестрелке. Конец. Как этот сценарий мог победить на питчинге Одесского кинофестиваля еще в 2014 году, не знаю. А тот факт, что фильм был представлен на Берлинале этого года и номинировался на целый ряд наград, вызвал легкое недоумение. Две любимые заезженные темы - страдания простой девушки и желание вырваться на свободу - в этом фильме выглядят ужасно банально и скучно. Добавьте к этому еще мистическую тему и любимый символизм Никитюк - получите то, что сейчас называют "украинским поэтическим кино". Спасибо, не надо. Единственный (и огромный) плюс этого фильма - актриса Соня Халаимова, которая сыграла 4-летнюю сестру Ларисы Виту. Ангелоподобный ребенок со светлыми волосами и заливистым смехом своей потрясающей непосредственностью "вытянул" почти весь фильм.

Совсем другие эмоции подарила "Дельта", документальный фильм о жизни и работе людей, которые живут в дельте Дуная. И человек, который назвал Вилково "украинской Венецией", наверное, был или большим шутником, или большим дураком.

Кадр из фильма "Дельта"

Потрясающе красиво снятая картина показывает ежедневную тяжелую работу по заготовке тростника и добавляет едва заметные детали: мятые гривны в руках, которые нужны для покупки самогона, лиса, которая попалась в капкан, разговор с ребенком о том, что "не нужно ничего бояться, все равно все умрем". Особенно впечатляет поисковый процесс на лодке по каналам (трое мужиков с эхолотом ищут косяки рыбы, ну что здесь такого). Но наше представление быстро разрушается флегматичностю, с которой эти трое ищут утопленника, а вовсе не рыбу. Лента полностью подчинена стихии воды, и чем-то напомнила мне "Живую ватру" Остапа Костюка, который стал открытием 2015 года.

Пока в "Семье" и Фестивальном дворце продолжали показывать фильмы, я уже была на церемонии закрытия ОМКФ-2018. Признаться, я начинаю радоваться тем, кто идет по красной дорожке, - женщины в вечерних платьях, мужчины почти все в костюмах и при галстуках-бабочках. Наконец, дожили до этого момента. Правда, 90% из тех, кто шагал по красному полотну, ни одного фильма за все дни не посмотрели...

Церемонию, к счастью, не сильно затянули - обошлось без получасового чтения вслух всех спонсоров и партнеров, и почти сразу перешли к делу. Для начала объявили лучший европейский документальный фильм - "Домашние игры" Алисы Коваленко. Дальше настало время национальной программы. Специальными дипломами жюри отметило короткометражки "Про Марка Львовича Тюльпанова" и "Связь", а лучшей стала лента "В радости и только в радости". В полном метре лучшую актерскую работу взяла Анастасия Пустовит за роль в фильме "Когда падают деревья" (вот здесь я ужаснулась), лучшим режиссером стала любимица многих Тоня Ноябрева, а лучшим фильмом в национальном конкурсе стала "Дельта". Что ж, заслуженно.

Как оказалось, международная программа приготовила много сюрпризов и заставила поволноваться. Специальным дипломом жюри отметило румынский фильм "Поророка", лучшая же актерская работа досталась Виктору Полстену за роль трансгендера-балерины в фильме "Девушка". Собственно, за него и болела. А вот дальше мои брови поползли вверх от удивления - лучшим режиссером стал Бабис Макридис за фильм "Жалость", этот же фильм стал лучшим по мнению жюри. Откровенно говоря, я не понимаю, когда эти две близкие по сути награды дают одному фильму. Но главной интригой стал Гран-При IX Одесского международного кинофестиваля - и им оказался фильм "Хрусталь", снятый белорусским режиссером Дарьей Жук. Видимо, "знакомые" советские штампы и паттерны сыграли свою роль, и зрители поставили "пятерку" по существу своему детству в полуголодные и мрачные 1990-е.

Уже поздно ночью приходишь домой, вешаешь на стойку уже почти родной бейдж PRESS, отмечаешь 36 просмотренных фильмов (из запланированных 37) и начинаешь немного скучать. До следующего года, который станет юбилейным, десятым, для Одесского международного кинофестиваля.

Все новости Одессы читайте на Depo.Одесса

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme