"Наполеоновские" планы одесской мэрии: Когда у Труханова появится Космопорт, электробусы и морские трамваи

На прошлой неделе в Одессе состоялся инвестиционный форум, который посетили иностранные делегации и были рассмотрены очень важные проекты, однако некоторые из идей городской власти вызвали у многих улыбки, ибо выглядят просто космическими, причем, в прямом смысле

Олеся Калайтович

Ежегодный инвестиционный форум Odessa 5T традиционно стал площадкой для пиара со стороны одесской городской администрации. Ежегодно представители команды мэра Геннадий Труханова на этом мероприятии озвучивают "наполеоновские" планы, как правило, так и остающиеся на бумаге. Нынешний форум стал апогеем смелости идей, которые одесситы будут с улыбкой вспоминать долгие годы. Depo.Одесса исследовало самые масштабные планы мужественных парней и девушек, которые занимают кресла в высоких кабинетах на Думской.

Грохот космодрома

Безусловно, планом №1 от команды Геннадия Труханова является строительство в Одессе то ли космодрома, то ли даже космопорта. Инвестиционный вице-мэр Павел Вугельман заявил, что основатели Одессы называли ее морскими воротами Украины, а очень скоро Южная Пальмира станет еще и космическими воротами. Мол, такие планы не являются фантастикой, и городским властям уже надо зарезервировать большие земли под космодром.

Слова Вугельмана о космопорт евызвали улыбки у присутствующих на форуме / Фото: Одесский горсовет

Большинство участников форума во время произнесения этих слов улыбались. Оно и не удивительно: городская администрация, которая уже второй год строит велопешеходную эстакаду на 10-й станции Фонтана, планирует строить пожалуй самый дорогой в мире объект. Пока гости улыбались, журналисты все же попытались узнать подробности, и выяснилось, что будущий космодром может разместиться на территории полей орошения. Что же, в одесской мэрии, похоже, работают не только смелые мечтатели, но и настоящие невежды, которые не знают, что такие стратегические объекты в непосредственной близости к населенным пунктам не строятся, тем более рядом с крупными городами. Не иначе как в мэрии решили отселить все население Одессы.

Классика абсурда

Еще один проект, который имеет примерно нулевую перспективу реализации, называется "Морские трамваи". В нем нет ничего нового, эту мантру одесские чиновники говорят примерно каждые два-три года на протяжении всей Независимости Украины. И дело здесь не только в большой стоимости проекта, а в его ненужности. По крайней мере, в формате пассажирских перевозок на постоянной основе. И виновата здесь сама природа, которая сделала побережье мало доступным: для того, чтобы подняться на верхний склон, то есть выйти, собственно, в город и сесть на общественный транспорт, человек, прибывший на морском трамвае, скажем, до Ланжерона, должен потратить 10-15 минут. Причем он сильно устанет, ведь надо идти постоянно вверх. Таким образом - ни комфорта, ни выигрыша во времени морской трамвай не даст.

В мэрии не первый год поднимают тему "морских трамваев" / Фото: odessa5t.com.ua

Для того, чтобы сделать морские перевозки привлекательными, к морским причалам надо подавать общественный транспорт, а это еще больше усложнит дорожную ситуацию. К тому же, с октября по апрель из-за сезона штормов сообщение морскими трамваями надо будет закрывать. Если же говорить о формате пассажирских экскурсий, то они проводятся и сейчас на катерах, которые отходят от морского вокзала.

Бесконечная рекультивация

Безусловно, нужным и важным проектом является рекультивация Лузановских озер, которую, по мнению авторов идеи, можно провести за 10 лет. Ее предлагают провести в три этапа. Первая очередь включает в себя рекультивацию загрязненных нефтепродуктами и тяжелыми металлами почв, вторая – строительство конструкций набережных из бетонных массивов и двусторонних грунтовых насыпей, третья – формирование берегов озер с помощью грунтовых насыпей (по типу односторонней грунтовой дамбы). Все это должно превратить Лузановские озера в райский уголок, где можно будет отдыхать и мечтать.

Все это безусловно правильно, если не знать, что рекультивация этих озер продолжается десятилетиями. В 2012 году тогда еще руководитель фракции "Партии регионов" в горсовете Геннадий Труханов уже докладывал про почти успешную реализацию этой программы. Интересно, зачем тогда понадобился еще один проект продолжительностью в десять лет?

Десятки миллионов на подсолнечник

Перспективно выглядит и проект строительства котельной и когенерационной установки на альтернативном топливе (Био-ТЭЦ) на базе котельной "Сальве" (ул. Клиновая, 2) мощностью 1,5 МВт/час. В качестве топлива планируют использовать лузгу подсолнечника. Авторы проекта обещают, что после запуска чудо-котельной экономия природного газа составит 1,24 млн кубометров в год, а выбросы углерода в атмосферу уменьшатся на 2447 тонн ежегодно. Привлекателен и срок реализации – 12 месяцев. Все в проекте хорошо, кроме цены – инвестиция составляет почти 5,5 миллионов евро.

Вполне перспективная для европейских стран история, но есть подозрение, что в Украине, где доверяют быстрым деньгам (купи –продай!), найти желающих вбухать огромное количество денег в котельную на подсолнечнике будет очень сложно.

Мифические электробусы

Еще один интересный и нужный городу проект называется "Электробус". Он предусматривает модернизацию городского электрического транспорта, обновление подвижного состава за счет закупки электроавтобусов, открытия новых маршрутов без необходимости строительства дорогостоящих объектов инфраструктуры, таких как контактно-кабельная сеть и тяговые подстанции. Все это мы уже слышали от мэрии несколько лет назад. Более того, руководитель транспортного департамента Александр Илько постоянно говорил о скором проведении тендера на закупку современного электробуса в Польше или Белоруссии. Однако эта идея закончилась пшиком – от нее отказались, а вместо нее обществу подсунули собственное чудо техники – переделанный мастерами из КП "Одессгорэлектротранс" старый троллейбус "Шкода", который имеет аккумулятор и может заряжаться от контактной сети. Он получился довольно симпатичным, но и через год после презентации до сих пор не вышел на линию.

На "Одессгорэлектротранс" собрали собственный троллейбус / Фото: КП "ОМЕТ"

По данным Depo.Одесса, в КП "ОМЕТ" ждут производства еще по крайней мере двух машин, чтобы из них можно было сформировать маршрут. Что же касается новых, так сказать, "правильных" электробусов, то их покупать не будут – кредит в 20 миллионов евро от Европейского инвестиционного банка пойдет на закупку трамваев, поэтому, чтобы приобрести электробусы, придется брать еще один кредит. Даже если мэрия и отважится на это, то на реализацию уйдут годы.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Одесса