"Гречка", концерты и плакаты: На что тратили деньги одесские кандидаты-мажоритарщики

Кандидаты в народные депутаты, которые баллотируются по одномандатным избирательным округам, должны подавать отчеты о расходах на политическую агитацию. На данный момент это сделали далеко не все, кто пытался получить кресло в Раде, однако уже можно подвести какие-то определенные итоги

"Гречка", концерты и плакаты: На что тра…
Фото: pixabay.com

Выборы для кандидатов в депутаты – это всегда стресс, ведь стоят они очень дорого, а "отбиваются" затраты редко и не всегда тем, кто изрядно заплатит. То есть платишь ты, а в Верховную Раду идет кто-то другой. И вот он стресс. Последние парламентские выборы по мажоритарным одномандатным округам в этом аспекте были особенно показательными. Depo.Одесса решил проанализировать сколько и на что потратили из средств своих кандидатских фондов лидеры гонки: как те, кто таки вытащили счастливый билетик в здание на улице Грушевского, так и те, кто остался в Одессе "грызть локти".

Приступая к написанию данного материала, мы понимали, что представленная здесь "правда" будет очень и очень частичной, ведь львиную часть денег кандидаты в депутаты тратят без заполнения официальных финансовых отчетов, поэтому те данные, которые они предоставляют Центральной избирательной комиссии являются лишь фасадом. Тем не менее, даже эти данные дают богатую почву для размышлений и анализа.

Итак, самый большой бюджет, согласно официальным данным, на выборах в Одессе использовал Евгений Червоненко (округ №134). Это 1,666 миллионов гривен, которые известный гонщик и бывший министр транспорта взял из собственного кармана. Львиную часть из них, более чем 1,2 млн грн, кандидат потратил на средства массовой информации, в которых он действительно был активно представлен. Многочисленные эфиры на местных и национальных политических шоу, интервью и спецпроекты, в которых он был главной фигурой – все это поглотило 80% бюджета. Остальное он потратил на создание агитационной продукции (53 тыс. грн), наружную рекламу (106 тыс. грн) и на другие статьи, в том числе организацию концертов (186 тыс. грн). В результате такой щедрой избирательной кампании Евгений Червоненко проиграл выборы, занял второе место, пропустив вперед никому не известного журналиста из Рени Олега Колева. Последний, стоит заметить, "спустил" на выборы "смешную" сумму в размере 88 тысяч гривен собственных средств, то есть в 20 раз меньше, чем его оппонент – ныне принадлежность к партии "Слуга народа" важнее денег.

На концерты Червоненко потратил более 180 тысяч гривен

Щедрость и скупость не помогли

Вторую и третью позиции по количеству потраченных средств разделили еще два "сбитых летчика" – кандидат от "Оппозиционной платформы – За жизнь" Виктор Баранский (округ №133) и "Слуга народа" Руслан Плохой (округ №142). Оба заявили бюджеты в размере 1,44 миллионов гривен. И если первый взял деньги из собственного кармана, то второй – из добровольных взносов различных юридических и физических лиц. Баранский, как и Червоненко, практически весь бюджет (1,289 млн грн) "вбухал" в СМИ и... проиграл. Руслан Плохой брать пример с этих господ не стал и профинансировал рекламу в медиа всего на 99 тысяч гривен. Еще 65 тысяч он вбухал в агитационные материалы, а 29 тысяч – в наружную рекламу. 1,2 млн грн вообще остались нерастраченными. Возможно, именно из-за такой скупости Плохой и проиграл выборы – в данном случае имя "слуга народа" не сработало – в Арцизе за годы независимости хорошо изучили другую фамилии – Киссе. Антон Иванович обошел своего конкурента, потратив на кампанию лишь 55 тысяч гривен – 20 тысяч собственных средств и 35 тысяч добровольных взносов.

Баранский потратил на политическую рекламу более 1,2 миллионов гривен / Фото: Facebook/Виктор Баранский

А вот Виктора Ивановича, который полностью освоил бюджет (осталось 2591 грн) победил "слуга народа" Артем Дмитрук. Бородач-штангист, тем не менее, изрядно вложился в предвыборную кампанию, потратив 398 тысяч гривен собственных средств. Большую часть бюджета (217 тысяч гривен) он потратил не на освещение своей деятельности в СМИ, а на банальную внешнюю рекламу. И действительно, борды с лицом Дмитрука встречались не только в Киевском районе, но и на трассе Одесса – Овидиополь возле помтоварного рынка "7-й километр".

Прорыв Урбанского

Четвертую строчку занимает представитель "Оппозиционной платформы – За жизнь" и партнер Баранского по бизнесу Виталий Саутенков. Этот откровенно пророссийский политик сумел с помощью добровольных взносов влить в свой предвыборный бюджет 1 миллион гривен, из которых потратил 400 тысяч. При этом 337 тысяч из этой суммы ушли на работу со СМИ и другие потребности (агитационные материалы, сувениры, наружную рекламу и др).

Саутенков выезжал в села на встречу с электоратом / Фото: Facebook/Виталий Саутенков

На пятой и шестой позициях расположились соответственно соперники по 143-му избирательному округу: "слуга народа" Виктор Куртев и действующий глава Одесского облсовета Александр Урбанский. Первый на избирательную кампанию потратил 969 тысяч гривен, а второй – 800 тысяч, однако результат получился крайне различным: уверенную победу одержал именно Урбанский, который предыдущие годы активно занимался краем. Стоит заметить, что свои средства на кампанию кандидаты использовали очень по-разному. Урбанский действовал более разнообразно, однако прогнозируемо: 637 тысяч он "влил" в продвижении собственной кандидатуры в СМИ. А вот Куртев, наоборот, журналистов проигнорировал и выделил на эти нужды жалкие 8 тысяч гривен. Кто-то мог бы подумать, что кандидат от "Слуги народа" – современный человек, который отказалась от традиционных форм агитации, однако это не так. Игнорируя СМИ, он, тем не менее, практически весь свой фонд, а именно 906 тысяч гривен вколотил в изготовление агитационных материалов: плакатов, открыток, сувениров. Однако попытка залить округ собственными изображениями успеха не получила.

Борды против телеэкрана

Седьмую позицию с бюджетом в размере 800 тысяч гривен занял теперь уже бывший нардеп Сергей Кивалов. Собственных средств в этой сумме – лишь 45 тысяч, остальное – добровольные взносы. Обладая рядом собственных СМИ, он, тем не менее, 658 тысяч гривен потратил именно на освещение своей кампании. Снимались фильмы о том, как он готовит кушать, как строит церковную школу и тому подобное. А вот соперник Кивалова, который в конце концов победил, Алексей Леонов, потратил на выборы в два раза меньше, а львиную часть бюджета направил на наружную рекламу.

Ни деньги, ни ролики о кулинарные способности нардепа Кивалова не помогли ему одержать победу / Фото: Faceboook/Сергей Кивалов

786 тысяч гривен потратил на кампанию в Суворовском районе Одессы урбанист из Киева Александр Горенюк. В его бюджете как собственные средства, так и добровольные взносы. 27-летний кандидат ровно распределил финансовый поток: уделил внимание изготовлению агитационных материалов (197 тыс. грн), освещению кампании в СМИ (64 тыс. грн), размещению наружной рекламы (171 тыс. грн).

"Песняры" не помогли

Предпоследнюю позицию нашего рейтинга занимает неудачник от Малиновского района – Геннадий Чекита. Его избирательная кампания стала образцом, ибо проводилась по классическим лекалам последних 10-15 лет: продпакеты, многочисленные билборды и масса концертов. 424 тысячи 765 (общий бюджет) он "вколотил" в СМИ. И действительно, ведущие сайты ежедневно рассказывали, как Чекита встречается с рабочими заводов, срезает аварийные деревья и тому подобное. И все это сопровождалось постоянными концертами, которые кандидат давал едва ли не в каждом дворе в округе №134, в котором он баллотировался. Петя Черный и одна из рейнкарнаций "Песняров" стали практически родными для жителей Малиновского района. Однако все это не помогло Чеките, как и его конкуренту Евгению Червоненко. Стоит отметить, что, согласно официальному отчету, теперь уже практически экснардеп на проведение концертов потратил всего 2 тысячи гривен, хотя он сам в интервью для СМИ говорил, что всего один концерт "Песняров" обходился ему в сумму 50 тысяч.

Одним из артистов, которые давали концерты в поддержку Чекиты, был Петя Черный / Фото: Facebook/Геннадий Чекита

Ну и, наконец, последнюю строчку в рейтинге кандидатов-богачей занял депутат Одесского городского совета Дмитрий Танцюра. Представитель партии "Доверяй делам" потратил на выборы 550 тысяч гривен, которые ему добровольно дал господин Андрей Васько. 270 тысяч гривен были направлены на рекламу в СМИ, остальные – на наружную рекламу и агитационные материалы. Танцюра, как и еще один участник нашего рейтинга Виктор Баранский, как известно, проиграли представителю "Слуги народа" Артему Дмитруку.

Итак, подводя итоги, необходимо сказать, что эти выборы стали показательными – восемь из десяти самых богатых участников выборов в Верховную Раду не попали. Большие бюджеты уже не являются гарантами успеха и стопроцентного попадания в парламент. Представители партии "Слуга народа" большую часть своих средств направили именно на наружную рекламу – для них самым важным было стать узнаваемыми, ведь о большинстве из них до этих выборов мало кто знал.

Все новости Одессы читайте на Depo.Одесса

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme