Очень эффективно, но это не точно: Помогут ли бронзовые якоря привлечь иностранцев в Одессу
В Одессе снова заказали изготовление "Малых архитектурных форм Якорь-сердце" на 720 тысяч гривен. По замыслу чиновников, такие бронзовые скульптуры будут устанавливать в городах-побратимах Одессы и это будет привлекать туристов
Чиновники не пытались выяснить, как, увидев большой якорь в центре, скажем, Неаполя, турист догадается захотеть поехать в Одессу. Но они утверждают, что это эффективно. Что говорят исследования и сколько одесситам стоит такой пиар, выяснило Depo.Одесса.
Мэр Одессы Геннадий Труханов 25 мая распорядился выделить 720 тысяч гривен на приобретение туристического символа Одессы малой архитектурной формы "Якорь-сердце". Согласно смете, купят три якоря высотой 2,1 метра по 240 тысяч гривен.
Таким образом, с учетом уже имеющихся, в мэрии вскоре будет семь таких якорей. А установленных в городах-побратимах, Ларнаке и Марселе, на данный момент два. Возможно, в мэрии забыли, что у них есть еще не использованные якоря-сердца.
История якорного вопроса
Более чем три года назад, 2 ноября 2017 года, мэрия заказала без конкурса четыре якоря-сердца за 968 400 гривен. С такими же параметрами, как будут заказывать и сейчас.
ФЛП Шевченко А. М. изготовил и предоставил чиновникам скульптуры, об этом свидетельствует тот факт, что с ним, по данным портала 007 полностью рассчитались.
На тот момент якоря стоили по 242 100 гривен. Отсутствие конкурса объяснили тем, что уже два раза объявляли аукцион, но "никто не пришел".
В материалах годового отчета Геннадия Труханова четко указано:
-
В 2020 году продолжалась реализация проекта передачи породненных городов туристического символа Одессы "Якорь-сердце". Первые экземпляры артобъекта открыты в 2019 году в породненных городах Ларнаке (Кипр) и Марселе (Французская Республика).
-
В течение 2021 года запланировано торжественное открытие еще двух туристических символов в городах-побратимах Регенсбурге (Федеративная Республика Германия) и Генуе (Итальянская Республика).
То есть сейчас установлены только два из четырех приобретенных якорей. Еще в наличии. Их используют в течение текущего года. Зачем же заказывать еще три, не совсем понятно. Зачем сейчас платить три четверти миллиона гривен, если в течение этого года такие скульптуры не нужны, чиновники не объясняют.
Мэр ничего не перепутал
Согласно данным пресс-службы Одесского городского совета, первым городом, где открыли скульптуру, стала действительно Ларнака. Открытие было торжественным. Даже есть фотоотчет с мероприятия на сайте мэрии.
Правда, произошло это только через полтора года после того, как скульптуры приобрели. Полтора года почти миллион гривен пролежал, отлитый в бронзе. Однако после Ларнаки процесс пошел быстрее.
Так, уже через месяц, в июле 2019-го, мэрия отчиталась об установлении якоря во французском Марселе.
На этот раз речь не шла ни о каком торжественное открытии. Сообщалось лишь о том, что якорь установили муниципальные службы. Есть фото. Глядя на него, очень трудно понять, как турист или житель Марселя, проходя мимо такого якоря, догадается захотеть посетить Одессу. Впоследствии, в ноябре, все-таки состоялось торжественное открытие.
Была даже публикация в местной прессе.
Еще через месяц третий якорь доставили в Регенсбург.
Но он не установлен до сих пор.
Также сообщалось, что уже принято решение об установлении пятого якоря-сердца в городе Марракеш. Хотя его даже не планируют доставлять туда в 2021 году. Поэтому, объективной причины покупать три якоря за четверть миллиона каждый сейчас не вырисовывается. Разве что снова — на перспективу.
Как покупают
В 2017 году закупал якоря департамент экономического развития Одесского городского совета.
Договор заключили с частным предпринимателем Шевченко А.Н. По данным публичного модуля аналитики BI Prozorro, Алексей Шевченко подавал документы на шесть закупок, одна из которых не состоялась. С распорядителями государственных средств он заключил только два договора. Кроме якорей,для Одесского городского совета он делал памятный знак погибшему студенту-воину для Сумского государственного университета.
Подавал он документы и на новый тендер на закупку трех якорей. Но не победил.
Новый тендер проводил департамент международного сотрудничества и маркетинга Одесского городского совета.
Делать туристический символ Одессы на этот раз поручено опытному предпринимателю. Вот только опыт он имеет в поставке металлопластиковых дверей, топиариев, кабелей и сопутствующей продукции, столярных изделий, дверных блоков, изделий из проволоки, и тому подобное. В качестве подтверждения своего опыта, Денис Коваленко предоставил "аналогичный договор" — соглашение на поставку топиария "Три медведя". С каких это пор топиарий стал аналогом бронзовой скульптуры — не понятно. Также в качестве опыта указано изготовление бронзовых скульптур "Волк" и "Охотник с собакой" на подставке. Бронзовые скульптуры стоимостью по полмиллиона гривен у него якобы заказывали частная фирма и частное лицо. .
Работают у этого предпринимателя, согласно представленным документам, кузнец, дизайнер, шлифовщик и сварщик.
Что говорят чиновники об эффективности
В ответ на информационный запрос Depo.Одесса относительно эффективности попыток привлечь туристов двухметровыми бронзовыми якорями, Департамент международного сотрудничества и маркетинга Одесского городского совета сообщил, что якорь-сердце устанавливается в достопримечательностях и дает возможность большему количеству людей узнать об Одессе. "В свою очередь, торжественное открытие вышеупомянутого арт-объекта широко освещается в СМИ страны установления, что положительно влияет на популяризацию нашего города за рубежом", — говорится в ответе.
Чиновники сообщают, что ими ведется статистический учет о том, сколько туристов в Одессу прибыло из городов, где установлен якорь-сердце. Однако, департаментом было отмечено, что Франция, Кипр и Германия входят в топ-20 стран, граждане которых чаще всего посещали Одессу в 2017 году.
Отметим, что на эти топ-20 стран, граждане которых чаще всего посещали Одессу в 2017 году, по данным чиновников, никак не мог влиять якорь-сердце, потому что ни одного тогда еще не установили. Их устанавливают с 2019 года.
"Эффективность и целесообразность реализации проекта передачи туристического символа Одессы "Якорь-сердце" можно оценить не только с позиции ведения промо-кампании и реализации имиджевого и культурного проекта, но и по количеству реализованных и запланированных к проведению с породненными городами мероприятий, среди которых благоустройство территории Одессы в стилях породненных городов (парки, скверы), получение гуманитарной помощи, школьные обмены, оздоровление и отдых юных одесситов льготных категорий в детских лагерях, участие представителей Одесского городского совета в международных мероприятиях по вопросам инклюзии, образования, культуры и т.д.", — говорится в предоставленном чиновниками ответе.
Это предложение выглядит так, словно автор надеялся, что тот, кто дочитает до конца, забудет с чего предложение начиналось. Но если его немного сократить, получается, что передачи за границу двухметровых бронзовых статуй чиновники предлагают оценить с позиции, например, получения гуманитарной помощи. Или с позиции школьного обмена. А еще — с позиции оздоровления детей льготных категорий за рубежом. Кажется, все это связать сложно. Но чиновники считают, что можно.
Относительно конкретики, в ответе сказано: "Отслеживание эффективности уже установленных скульптур с использованием количественных и математических показателей не регламентировано вышеупомянутым решением Одесского городского совета". То есть, принимая решение, отслеживать какой-то результат в количественных показателях никто и не планировал.
Ответ звучит так, словно все реализованные с городами-побратимами мероприятия, все мероприятия с международными партнерами, связаны со скульптурой якорь-сердце. Связь на самом деле может существовать. В том смысле, что в ответ на проводимую зарубежными партнерами работу Одесса должна отвечать хоть чем-то. И мы отвечаем. Двухметровым якорем.
Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Одесса