Дельфин и DELFI: Как затонувший танкер сопротивляется попыткам от него избавиться

Попытки поставить поврежденное судно на ровный киль продолжаются, но сухогруз продолжает дарить неприятные сюрпризы, периодически выплескивая в море топливные пятна

Олекса Шкатов

Эпопея с поднятием танкером Delfi никак не закончится. В минувшие выходные его попытались поставить на ровный киль, чтобы впоследствии откачать воду и транспортировать на место ремонта или утилизации, однако надежды оказались напрасными: судно прочно вцепилось толи в дно, толи в волнорез, и не дает себя поднять. Параллельно продолжаются разборки между владельцем и государством, в частности Администрация морских портов требует отдать право на подъем танкера им, мол, иначе дела не будет. И все это – под периодические излияния топлива в море, которые за прошедшие пять дней произошли дважды.

Сухогруз Delfi лежит на боку напротив своего одесского тезки, пляжа "Дельфин", с осени. За семь месяцев он стал своеобразной изюминкой города и головной болью сначала местной, а теперь и центральной власти. Ведь поврежденное судно с топливом на борту надо убирать, но это проще сказать, чем сделать.

Подъем и первые неудачи ликвидации танкера

Ликвидация танкера является сложным технологическим процессом, и варианты решения вопроса предлагались разные: резать судно на месте и вывозить через море или сушу, оттянуть его целым и порезать где-то на приспособленном для этого объекте или вообще откачать воду и попытаться вернуть танкер к жизни. Единственное, что можно было сказать наверняка, это то, что главные видимые работы будут проводиться летом, в разгар курортного сезона. Ведь для этого нужно спокойное море, поэтому любое другое время года не подходит.

И это все же случилось: в минувшие выходные специалисты компании Smart Marine Concept осуществили первые попытки поднять с отмели и поставить на киль аварийный танкер. Сделать это собирались еще 16 числа, но опять помешала непогода: накануне были ветры, шторм, и водолазы не могли работать, ведь под водой их било о корпус судна, а это опасно.

Фото с "Фейсбука" Андрея Ставницера

Впрочем, и на выходных подрядчика постигла "Вчера стало понятно, что судно слишком тяжелое – лопнул понтон, порвался кормовой трос. Сегодня водолазы будут облегчать Delfi: откатывать кормовой отсек и носовой трюм, доставать понтон, который лопнул, и менять его. Буксиры сегодня работать не будут. Вечером – совещание рабочей группы, после него определим даты следующего подъема", – рассказал одесский бизнесмен Андрей Ставницер, компания которого принимает участие в операции.

Он объяснил, что поднятие танкера с мели – сложный и трудоемкий процесс, в котором много малоизвестных факторов. "Предсказать вес судна, как и то, насколько сильно оно держится за волнорез, невозможно – выясняем это опытным путем... Спешка в данном случае может обернуться бедой, поэтому работаем спокойно", – отметил Ставницер.

Как рассказывают в облгосадминистрации Одессы, компании-подрядчику необходимо довести наклон танкера до 45 градусов, поставить на киль и затем убрать с пляжа. Представители судовладельца уверяют, что после поднятия танкера им понадобится две недели, чтобы отбуксировать его на место будущей дислокации.

В целом, по словам Дмитрия Евдокимова, директора компании Smart Marine Concept Ltd, которая поднимает танкер, 80% запланированных работ уже выполнены. Если в дальнейшем будет благоприятная погода, то убрать танкер с пляжа "Дельфин" смогут уже в начале августа.

Пока судовладелец обещает, местные власти настаивают на его неспособности выполнить обещанное. Так, на следующий день после воскресных работ с танкером, а именно 22 июля, глава Одесской ОГА Максим Куцый обратился в Кабмин с просьбой признать ситуацию с танкером Delfi чрезвычайной и предоставить Администрации морских портов, как ответственной службе, полномочия принудительно убрать танкер по упрощенной процедуре, то есть в кратчайшие сроки, взыскав потом деньги с судовладельца. И тем самым и поддержал требования, собственно, Администрации морпортов, сделанные днем ​​ранее, в которых, к тому же, обращались к капитану порта "Одесса" с просьбой отказать судовладельцу в продлении срока на подъем танкера, если компания подаст такое обращение. Впрочем, несмотря на требования, судовладельцу установили новый дедлайн – 24 июля. В случае неудачи собственник отказаться от прав на танкер, и дело таки перейдет Администрации. Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль поручил министру инфраструктуры Владиславу Криклию взять с Delfi под личный контроль.

Между тем, 22 июля, сразу после первых неудачных попыток подъема, с танкера снова вылилось топливо. И еще раз – уже 24 июля, в день очередной попытки что-то решить. Вроде из-за того, что боновые заграждения были установлены неправильно и погружались в воду слишком сильно, пропуская нефтяную пленку над собой. В то же время, Администрация морских портов Украины объявила тендер по выбору подрядчика, который займется подъемом танкера. Операцию оценили почти в 25 млн грн, которые потом взыщут с владельца.

История катастрофы

Известие о том, что на рейде одесского порта терпит бедствие танкер-бункеровщик Delfi (IMO 8866266, длина – 60 метров, ширина - 10 метров, водоизмещение – около 1600 тонн), пришло вечером 21 ноября 2019 года. На море был сильный шторм, судно сорвало с якорей и понесло из акватории порта "Южный" в сторону Одессы.

Со временем стали появляться подробности произошедшего. Как сообщили в Администрации морских портов Украины, "Делфи", который ходил под флагом Молдовы, принадлежит компании, зарегистрированной в Бирмингеме. Танкер находился в нейтральных водах и не подавал заявок на вход в Одесский или Южный морские порты, но накануне катастрофы, вечером 20 ноября, подал сигнал, что терпит бедствие без топлива и с неработающим двигателем. На берегу начали операцию по ликвидации аварийной ситуации. С судовладельцем согласовали буксировку танкера до свободного причала в порту Очаков, однако буксирная линия между судами оборвалась. "Делфи" попытался стать на якорь, но из-за плохих погодных условий начал дрейф в направлении Одесского порта.

В течение ночи с 21 на 22 ноября перемещение аварийного судна контролировалось буксиром "Австралия" и спасательным катером. Около полвторого ночи сухогрузу удалось закрепиться якорем на расстоянии около мили от берега в районе пляжа "Дельфин". Но в пять утра медленный дрейф возобновился. В итоге судно село на мель и стало медленно наклоняться на правый борт, наваливаясь на волнорез.

Спасатели пытались снять с борта экипаж, состоявший из трех человек (все – украинцы), однако это не давали сделать непогода и... капитан. "С судовладельцем связаться было невозможно. Фактически корабль – серый, без необходимой регистрации. По данным капитана Одесского порта, судовладелец запрещает морякам эвакуироваться", – сообщал председатель Одесской ОГА Максим Куцый.

Эвакуироваться экипажу вместе с капитаном все же пришлось – днем 22 ноября, когда "Делфи" окончательно лег на бок. Выводили моряков с потерпевшего судна водолазы, вплавь, ведь подойти к борту на плавсредствах все еще не удавалось.

Утопленник, который стал рэп-звездой

Объектом масскульта танкер не стал, но определенный отклик у "народных масс" получил. Так, еще во время спасательной операции, когда судно медленно заваливалось на бок возле побережья, какие-то шутники вывесили на одном из сайтов объявлений сообщение о продаже: "Продам танкер DELFI, который расположен в исторической части города – пляже "Дельфин". Состояние хорошее, на фото все видно. Без топлива, без экипажа, пока с бытовой техникой. Самовывоз"

Побывал на танкере и одесский экстремал и фотограф Евгений Лата, найдя на борту судовой журнал с записями последних часов жизни судна.

Сейчас на фоне ржавой громадины фотографируются отдыхающие. Но самым звездным событием для потопленного танкера стал снятый на фоне "Делфи" клип нигерийского рэпера.

Однако это – видимая часть истории. На невидимой же идет серьезная работа, главная цель которой – убрать "Делфи" с "Дельфина".

Дорого, долго, сложно: Как судовладельца заставляли поднять Delfi

Хотя опасного груза на борту "Делфи" не было, да и топливо вроде как закончилось, затонувший корабль мало того, что нависает над популярным пляжем и представляет опасность для отчаянных, которые могут захотеть как-то попасть на него ради красивого кадра или порции адреналина, еще и периодически отравляет акваторию остатками нефтепродуктов. Например, серьезная утечка топлива произошла в конце июня, из-за чего пляж пришлось закрыть для посещения.

Совсем недавно, 15 июля, танкер снова "потек", на этот раз не сильно. При этом еще в феврале Одесская мэрия заявляла, что охрану танкера городу понадобится несколько сот тысяч гривен, а Госэкоинспекция посчитала убытки окружающей Одессы в более 400 тыс. грн.

До сих пор продолжаются судебные производства и "разборки" с судовладельцем. Одесская власть хочет, чтобы тот компенсировал затраты города на охрану утопленника и предотвращение экологического бедствия, а заодно и на восстановление поврежденного "Делфи" волнолома.

Пока что больше всего "досталось" капитану: ему прокуратура уже объявила подозрение, обвиняя в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, что создало опасность для жизни людей. Ведь, во-первых, он, ходил в море с командой из трех моряков вместо необходимых пяти. Во-вторых, во время шторма, несмотря на потерю якоря, нетрудоспособность главных двигателей судна и отсутствие топлива, капитан до последнего отказывался от помощи – по требованию судовладельца.

Время, которое власть дала судновладцям из харьковской фирмы "Фактор Групп Лимитед" убрать Delfi собственными силами и за свой счет, истекло еще 31 марта. Далее эта "головная боль" перешла к государству, а именно к Администрации морских портов Украины. Все осложнялось тем, что судовладелец не давал согласия на отказ от права собственности.

В начале апреля гепрокурор Ирина Венедиктова заявила, что берет досудебное расследование уголовного производства относительно затонувшего танкера под личный контроль. "Мы заставим судовладельца компенсировать расходы на поднятие и вывоз судна, на устранение последствий аварии и загрязнение моря, и задействуем для этого все законные механизмы. Прокуратура приложит все усилия, чтобы не допустить необоснованных расходов из госбюджета на эти цели, поскольку ориентировочная цена подъема слишком высока – от 18 до 24 миллионов гривен", – заявляла тогда генрокурор. Неизвестно, что именно повлияло на владельца, но через несколько дней он вышел на связь и пообещал поднять судно за свой счет и как можно быстрее. Однако, как видим, исполнить обещания пока не удалось.

 

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Одесса