Delfi на "Дельфине": Когда Одессу освободят от танкера-утопленника
Осенью прошлого года танкер, который потерпел аварию в Черном море, прибило штормом к побережью Одессы. С тех пор популярный пляж стал местом для фотосессий, и вряд ли этим летом на нем разрешат купаться отдыхающим
С началом эпидемии коронавируса и внедрения в Украине карантинных мероприятий повестка дня информационного пространства стала максимально однородной. Есть болезнь и больше ничего. Коррупция, война России против Украины, даже открытие рынка земли практически не интересуют ни граждан, ни журналистов. Однако реальные проблемы никуда не делись, они просто спрятались в тени титана по имени Коронавирус. В частности, для Одессы, ее жителей и гостей города была и осталась проблема под названием Delfi – танкер затонувший на пляже "Дельфин", который продолжает "украшать" побережье. Depo.Одесса разбиралось, стоит ли рассчитывать на какие-то изменения, или судно так и останется местной "достопримечательностью".
31 марта истек срок, который власть предоставила судовладельцам из харьковской фирмы "Фактор Групп Лимитед", чтобы убрать Delfi собственными силами и за свой счет. Как и ожидалось, ничего из этого не получилось – владелец танкера не имеет таких денег (на подъем и транспортировку Delfi необходимо минимум 25 миллионов гривен), или просто не желает их тратить. Итак, после 31 марта этот гембель переходит государству, а точнее, Администрации морских портов Украины. Однако и там четкого алгоритма действий нет. "Даже не догадываюсь, что будет дальше", – честно сообщил "Украинской службе информации" капитан Одесского морского порта Сергей Чебанюк. "Срок истек, работы не начались, но, в то же время, судовладелец не дает согласие на отказ от права собственности", – признал на брифинге глава одесской ОГА Максим Куцый.
Странные экспертизы затонувшего танкера Delfi
Стоит отметить, что эксперты вообще не верят, что в ближайшее время Одесса избавится от Delfi. И дело не только в том, что охваченной коронавирусом стране не до этого, а в том, что ликвидация танкера является очень сложным с технологической стороны процессом. Предлагались различные варианты: резать судно на месте и вывозить по морю или суше, оттянуть его целым и порезать где-то на приспособленном для этого объекте или вообще откачать воду и попытаться вернуть танкер к жизни.
По мнению общественного деятеля Владислава Балинского даже в этом процессе уже есть коррупционная составляющая. "Те люди, те чиновники, которые будут заниматься ликвидацией Delfi, сейчас думают лишь о том, как им на этом заработать. Я очень внимательно знакомился с результатами экспертиз и видел, что эксперты в них написали, мол, на надводной части судна есть многочисленные повреждения. Но я много раз делал облет танкера при помощи дрона, приближаясь максимально близко, снимал на камеру очень высокого разрешения и не увидел там ничего такого. Более того, я не уверен, что и на подводной части существуют очень серьезные повреждения. Фактически судно находится в подвешенном состоянии, оно зацепилось за волнорез, а в песок погрузилась только часть. В любом случае, я сейчас не представляю, что в условиях карантина кто-то сможет сделать", – Балинский.
Удастся ли одесситам отдохнуть на "Дельфине"
Между тем, уже очень скоро придет другая реальность, о которой много говорил одесский мэр Геннадий Труханов: наступит лето, и Delfi привлечет к себе внимание сотен, а может и тысяч людей разного возраста, которые будут пытаться блеснуть и залезть на танкер, или даже в середину. Все это очень опасно падениями и травмами. Поэтому городским властям придется как-то реагировать. Вице-мэр Андрей Котляр уже представил комплекс действий, которыми предусматривается изоляция судна и контроль его спасателями как с берега, так и с воды. Для этого будет развернут дополнительный наблюдательный пост, а вокруг потопленца будут кружить два плавсредства с водолазами, чтобы отгонять авантюристов и искателей приключений. Разумеется, все это дополнительные затраты на людей и горючее.
Если еще зимой вице-мэр Андрей Котляр прогнозировал, что следующий курортный сезон Одесса проведет с Delfi на "Дельфине", то сегодня, когда страна погружена в карантин, давать какие-то прогнозы вообще проблематично.
За Delfi взялась Генпрокуратура
В свою очередь, генеральный прокурор Украины Ирина Венедиктова заявила, что Генпрокуратура сделает все, чтобы владелец танкера профинансировал работы. "Мною взято это дело под личный контроль. Мы будем предпринимать меры относительно обеспечения судовладельцем компенсации затрат на поднятие и извлечение судна, а также задействуем все законные механизмы, чтобы устранить последствия аварии и загрязнение моря за его счет. Прокуратура приложит все усилия, чтобы не допустить необоснованных расходов из государственного бюджета на эти цели, поскольку ориентировочная цена подъема слишком высока – от 18 до 24 миллионов гривен", – заявила она.
А спустя несколько дней после заявления генпрокурора владелец затонувшего танкера вышел на связь и пообещал поднять судно за свой счет как можно быстрее. "Судовладелец заберет затонувший танкер с берега пляжа в Одессе за собственный счет. Сейчас компания готовит на согласование План проведения работ по его подъему и демонтажу. Такой ответ владельцы танкера Delfi прислали в адрес генерального прокурора Ирины Венедиктовой", – прокомментировали в ГПУ.
Однако, как говорят, пообещал, не значит что женится.
Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Одесса